25 способов повысить мотивацию учащихся и научить их мыслить самостоятельно

Формирование мотивации к обучению и навыков самостоятельного мышления (самостоятельной образовательной и исследовательской деятельности, планирования и т.п.) у учащихся – это цели каждого учителя, а также требования ФГОС. Без сомнения, у каждого педагога есть своё «ноу-хау» в этой области, но иногда полезно вдохновиться новой идеей и привнести в свою методику ранее не использованные приёмы.

Мы собрали небольшую коллекцию педагогических приёмов, благодаря которым может повыситься образовательная мотивация. А может быть, и Вы захотите поделиться идеями из своей «методической копилки»?

Обсуждение вместо заучивания

  • Предложите учащимся выдвинуть гипотезу, предоставьте данные и алгоритм для ее проверки, а затем вместе докажите или опровергните её.
  • Вне зависимости от изучаемого предмета, напишите эссе о сложном и неоднозначном вопросе, например о теории вероятности, об эволюционной теории Дарвина, о геометрии Лобачевского и т.п.
  • Научите детей думать вслух, без страха получения плохой оценки.
  • Предложите найти дополнительную информацию по теме, не подсказывая источников (разрешите любые образовательные сайты, книги, периодические издания и т.д. по выбору учеников).
  • Предложите ученикам самостоятельно объяснить, почему важна та или иная тема и где она может пригодиться.
  • Покажите, что знания, накопленные наукой, на самом деле ограниченны и осталось еще много «белых пятен», которые предстоит заполнить.

Формирование собственной точки зрения

  • Опишите две противоположные точки зрения на изучаемую проблему и предложите найти для них общие истоки.
  • Не выдавайте изучаемый материал за абсолютную истину. Учите детей мыслить критически.
  • Поинтересуйтесь, что ученики думают об изучаемом вопросе, вне зависимости от точки зрения учителя или учебника.
  • Поощряйте обмен мнениями на уроке. Пусть дети видят, что помимо мнения, высказанного в учебнике, есть еще большое разнообразие взглядов их одноклассников – правильных, неправильных, спорных.
  • Поощряйте вопросы «зачем?» и «почему?».

Связь между наукой и жизнью

  • Объясните ученикам, как в реальной жизни им пригодятся получаемые знания, умения и навыки.
  • Установите связь между учебным процессом и личностным развитием.
  • Покажите, что знания, накопленные наукой, на самом деле ограниченны и осталось еще много «белых пятен», которые предстоит заполнить.

Индивидуальный анализ успехов и неудач

  • Учите детей ставить для себя ближние и дальние цели, помогайте учащимся отслеживать свой прогресс. Придумайте небольшие «награды» за достижение целей.
  • Регулярно рассказывайте о том, какой прогресс совершили ученики.
  • Вместе анализируйте старые успехи и старые ошибки учащихся, помогите найти их причины и закономерности.
  • Не забывайте про зону ближайшего развития Ваших учеников. Стремитесь постепенно расширять ее границы.

Еще несколько приёмов, как интересно провести урок

  • Чередуйте дедуктивный и индуктивный методы объяснения нового материала. Пусть учащиеся научатся самостоятельно устанавливать взаимосвязь между общим и частным.
  • Иногда начинайте урок «с чистого листа» – без апелляции к ранее полученным знаниям.
  • Привлеките «экспертов» к оцениваю работ учащихся. Например, это могут быть родители или известные в Вашем городе люди, профессионалы в изучаемой области.
  • Актуализируйте межпредметные связи.
  • Геймификация обучения. Предложите прямо на уроке поиграть в игры и симуляции, иллюстрирующие изучаемые явления.
  • Предложите создать «экспонат» по изучаемой теме своими руками.
  • Сместите акценты: говорите о людях, идеях и изобретениях вместо политики, правил и стандартов.

Самое главное: покажите свою искреннюю заинтересованность в успехах учащихся и любовь к преподаваемому предмету.

Поделиться: