5 шагов к знакомству с учениками в начале учебного года

Одна из важнейших задач учителя в начале учебного года – наладить общение с учениками. Каждый год к педагогам приходят новые классы, или новые учащиеся, а порой и хорошо знакомых учеников трудно узнать после летних каникул. К счастью, опыт и проверенные коммуникативные методики помогают быстрее установить контакт и индивидуализировать учебный процесс.

В этой статье мы хотим поделиться с Вами одной из таких методик. Предлагаем Вашему вниманию 5 советов от Марка Андерсона – автора книги для учителей «Первые шесть недель» и консультанта в области общего среднего образования с 20-летним стажем, а также комментарии Ольги Николаевны Богаенко – психолога-методиста, эксперта компании «Мобильное Электронное Образование».

1. Запомните имена

Разве может быть что-то более важное в начале общения? Задайтесь целью запомнить имена всех учеников на первых же уроках. Чтобы облегчить себе задачу и добавить в общение элемент игры, предложите учащимся сделать бейджи, сыграйте в «снежный ком» (простая игра для первого знакомства на запоминание имен) и, конечно, чаще обращайтесь к ним по имени. И домашнее задание у всех проверите, и имена запомните.

О.Н.Богаенко: «На вводном занятии с первоклассниками и 5 классом я предлагала ученикам создать образ своего имени. У меня были заготовлены пустые бейджики, где дети, и я вместе с ними, рисовали эмблемы и образы, которые ассоциируются с их именами. Потом мы носили эти бейджики на уроках, и дети не хотели с ними расставаться!

Упражнение «Снежный ком» относится к типу психологических тренингов«Ледокол». Основная цель этих тренингов – снять напряжение, раскрепостить участников и познакомить их друг с другом. Предлагаю немного усложнить и разнообразить упражнение «Снежный ком»: пусть дети называют свои имена вместе с прилагательными, начинающимися с той же буквы, что и имя. Например: «Я Ульяна – умная», «Я Вася – веселый». Это поможет Вам не только запомнить имя ребенка, но и узнать что-то о его характере».

2. Делитесь мечтами и целями

Каких целей Вы и Ваши учащиеся хотите достигнуть к концу учебного года? О чем вы мечтаете? Предложите детям составить список своих целей в учебе и в личностном развитии. Можно будет опубликовать их онлайн, на сайте школы или в социальной сети, или сделать яркий  коллаж из разноцветных стикеров с целями учеников. А в конце года не забудьте сверить результаты!

О.Н.Богаенко: «Если Вы хотите провести более детальный анализ личности ученика, можно провести анкетирование с вопросами о формальных данных и об увлечениях ребенка. После анализа анкет можно будет зачитать классу самые интересные места или, красиво оформив, опубликовать их на стенде.

«Продвинутый» вариант для учеников постарше – сделать презентацию о себе по заготовленному учителем плану-опроснику. В презентации ученики могут использовать любые картинки, аудио- и видеофайлы, чтобы рассказать о себе, своих мечтах, увлечениях, наглядно показать, как они видят себя. Этот формат дает колоссальные возможности для творчества, а также развивает коммуникативные навыки и навыки самопрезентации».

3. Познакомьтесь с родителями

Чем больше мы знаем о семьях наших учеников, тем лучше мы понимаем детей. И тем эффективнее работает трехсторонний образовательный процесс «ученик – учитель – родитель». Даже если Вы не классный руководитель, обзвоните родителей своих учеников, пригласите их в школу или посетите родительские собрания в классах, где преподаете.  Расскажите об учебных планах, об индивидуализированном подходе к учащимся. В свою очередь также спросите у родителей, каковы особенности восприятия у их детей, что им может быть интересно, а что, наоборот, наводит скуку.

Если Вы последовали предыдущему совету и сделали коллаж с целями учеников, предложите родителям принять участие и поделиться своими мечтами на ближайший год. Результаты этой коммуникативной игры Вас приятно удивят, проверено на практике!

О.Н.Богаенко: «Помимо личных встреч с родителями, некоторую информацию о семье можно узнать и из уст детей благодаря простой и увлекательной игре – «История моего имени». Она хорошо подойдет для учащихся среднего звена. Ее смысл в том, чтобы ребенок рассказал, почему родители дали ему такое имя. Например, одна девочка из многодетной семьи рассказала, что первые трое детей в семье – мальчики, и всех назвали на букву «М». И когда появилась девочка, мама решила сохранить традицию и выбрать для нее имя на «М», причем тоже «мальчишечье», поэтому назвала ее Мишель. Чтобы вовлечь детей, учитель тоже рассказывает свою историю. Так, я рассказала, как мама с папой во время ожидания моего появления на свет пошли в кино,  где показывали фильм про мудрую княгиню Ольгу, и решили назвать меня в ее честь».

4. Узнайте об увлечениях Ваших учащихся

Предложите детям принести на урок их любимые игрушки или какие-то предметы, относящиеся к их увлечениям (например, танцевальные туфли или велошлем). Пусть каждый ученик расскажет о своем хобби и продемонстрирует интересные «артефакты». На уроке литературы это может стать настоящим источником вдохновения для сочинения о своем хобби, а для классного руководителя или школьного психолога это отличный способ узнать больше об учащихся и индивидуализировать формы подачи учебного материала.

О.Н.Богаенко: «Еще одна игра, направленная на знакомство с учениками и их увлечениями, – «Вы не знаете обо мне, что я…». Во время этой игры ученики по очереди передают друг другу предмет, заканчивая эту фразу каким-нибудь интересным фактом из своей жизни. Неожиданные открытия друг о друге помогут педагогу лучше узнать учащихся, а детям – найти своих единомышленников».

 5. Проверьте себя!

  1. Создайте в Excel или аналогичной программе 3-колоночную таблицу.
  2. В первой колонке запишите имена учеников в том порядке, в котором Вы их запомнили. Чье имя Вы выучили с легкостью, а над чьим пришлось поработать?
  3. Во второй колонке, напротив каждого имени, напишите один или несколько примечательных фактов об ученике. (Маше нравятся лошади. Петя занимается дзюдо. Марина живет с бабушкой.)
  4. В третьей колонке поставьте галочку, если Вы обсуждали или упоминали эти факты при общении с учеником. Во время заполнения второй и третьей колонки может остаться несколько пустых строчек – наверняка напротив тех учеников, которых Вы с трудом запомнили. Поставьте себе цель в течение ближайшей недели заполнить пробелы.

Эта простая табличка поможет Вам понять, насколько хорошо Вы знаете своих учащихся, и знают ли они, что Вы в курсе их дел!

Фото 1 сентября

Разумеется, мы перечислили не все возможные способы знакомства с учениками и улучшения коммуникации с ними. Возможно, у Вас есть свое ноу-хау? Давайте делиться опытом в комментариях!

Удачного Вам учебного года!

Источник: http://www.teachthought.com/teaching/the-first-6-weeks-strategies-for-getting-to-know-your-students/

Поделиться: