Инвестиции в образование: будущее за «Учащимся поколением»

Сегодняшнее поколение детей и подростков живёт в радикально меняющемся мире. До 50% профессий под риском исчезновения ввиду распространения автоматизации труда. В отличие от инноваций прошлых веков, новейшие технологии могут не создать необходимого количества  профессий и рабочих мест. Таким образом, повысится спрос на специалистов с навыками высокого уровня. Для людей со средними и базовыми навыками останутся небезопасные и малооплачиваемые профессии.

Только качественное образование для всех позволит детям приобрести необходимые профессиональные навыки и предотвратит усиление социального расслоения. Поэтому вместе мы должны создать новое поколение – «Учащееся поколение».

Так звучит главный вывод из отчёта «Учащееся поколение: инвестиции в образование для меняющегося мира», подготовленного Международной комиссией по финансированию глобальной доступности образования (The International Commission on Financing Global Education Opportunity) при содействии ЮНЕСКО и ООН в 2016 году. Целью создания комиссии и проведения исследований стал поиск наиболее эффективных способов мобилизации и применения ресурсов для обеспечения качественного образования и компетенций детьми и подростками во всём мире. В исследовании приняли участие нынешние и бывшие главы государств, министры, пятеро нобелевских лауреатов, ведущие педагоги, предприниматели и общественные деятели из 105 стран. К сожалению, представителей России среди исследователей нет. (Из ближайших соседей в нём приняли участие Украина, Грузия и Армения.) Тем не менее, полученные данные и сделанные из них выводы во многом созвучны нашим проблемам. Приводим конспект пояснительной записки к отчёту и некоторые цифры и факты из самого исследования.

afrikanskij-vuz

Стена высшего учебного заведения в Найроби (Кения) служит не просто украшением, а источником академических знаний для студентов. Photograph by Filippo Romano/LUZ/Redux

Образование: мир контрастов

Низкодоходные страны

валовой национальный доход  < $1,045

Среднедоходные страны

$1,045 < валовой национальный доход  < $12,736

Высокодоходные страны

валовой национальный доход  > $12,736

264 млн детей школьного возраста

не получат базовых навыков начальной школы (69%)
получат только базовые навыки начальной школы (23%)
получат минимальные навыки основной школы (8%)

1142 млн детей школьного возраста

не получат базовых навыков начальной школы (21%)
получат только базовые навыки начальной школы (30%)
получат минимальные навыки основной школы (49%)

198 млн детей школьного возраста

не получат базовых навыков начальной школы (8%)
получат только базовые навыки начальной школы (22%)
получат минимальные навыки основной школы (70%)

По данным World Bank Group за 2014-2015 гг., Россия балансирует между 2-й и 3-й категорией стран по уровню ВНД

По состоянию на 2016 год, около 250 миллионов детей и подростков в мире не ходят в школу. Причины могут быть самыми разными: военные конфликты в регионе, конфессиональные традиции (в первую очередь касается девочек и женщин), нищета и др. При сохранении этой тенденции к 2030 году 1 миллиард человек не будет обладать навыками ученика средней школы. В это время в Южной Корее, Японии и Тайване более 80% выпускников школ будут иметь возможность получения высшего образования, в то время как в бедных странах этот показатель едва достигнет 5%.

С 2002 года доля расходов на образование упала с 13 до 10%, в то время как расходы на инфраструктуру выросли с 24 до 31%

На сегодняшний день только 25% стран играют роль «драйверов» развития образования, при этом в 75% оно остаётся на том же уровне развития, что и несколько столетий назад.

Для сравнения: население России по уровням образования (Всероссийская перепись населения 2010 года, 14+)

Высшее
23%
Неполное высшее
5%
Среднее профессиональное
31%
Начальное профессиональное
6%
Среднее полное
18%
Среднее общее и ниже
17%
lager-v-zaatari

Дети в школе при лагере беженцев в Сирии. Photograph by Newsha Tavakolian / Magnum

Как исправить ситуацию

Для развития образования необходимо привлекать новые ресурсы, но одновременно мы должны более эффективно использовать имеющиеся механизмы, убедиться, что потраченные деньги действительно идут на пользу образованию. Образование 21 века должно не просто давать знания, оно должно создавать равные возможности для всех в дальнейшей жизни. Поэтому инновации в учении и обучении должны быть в центре внимания. Когда на фабриках работают машины, больницы оснащены цифровым оборудованием, дома переполнены электроникой, какое впечатление создаёт школа, если классы выглядят так же, как и несколько столетий назад? Все классные комнаты должны пройти техническое переоснащение и выйти «в онлайн», даже если это маленькая школа в отдалённой деревне или лагерь беженцев.

Мы должны инвестировать прежде всего в кадровые ресурсы — поставить педагога в центр внимания. Переосмыслить и принять изменение деятельности учителя в новом и самом положительном свете – как близкого наставника («guide by your side») и одновременно «мудреца на сцене» («sage on the stage») и инвестировать в его развитие.

К 2030 году низкодоходным странам понадобится в 2 раза больше учителей, чем работает сейчас

Мы должны дать приоритет детям, на сегодняшний день не имеющим доступа к образованию, чтобы это не повторялось в их семьях от поколения к поколению. Мы должны уделить больше внимания потребностям сельских, бездомных, маломобильных детей, слабовидящих. Каждый из них требует больше ресурсов и сил для внедрения новых технологий, отвечающих их возможностям. Мы можем достичь этого только благодаря всеобщему соучастию и привлечению больших ресурсов для создания благоприятной среды для этих детей.

Комиссия выделила 4 этапа работы, которые помогут соблюсти одно из важнейших прав человека — право на образование:

Производительность

Успешные образовательные системы должны ставить на первое место результаты. Любые улучшения в образовательном дизайне и способах представления информации должны быть подкреплены фактами — успешными образовательными результатами. В некоторых странах, несмотря на большое финансирование и внимание общества, прогресс в образовании остановился из-за принятия неправильных решений, недостаточного анализа результатов и управления этими результатами. Бюджеты были потрачены неэффективно, а реформы провалились. Чтобы добиться успеха, необходимо в первую очередь обратить внимание на доказательную базу той или иной предлагаемой реформы.

Инновации

Успешные образовательные системы должны развивать новые и непривычные подходы, позволяющие добиться хороших результатов. Повторение того, что когда-то принесло успех в прошлом, не всегда достаточно для будущего. Масштаб и скорость изменений в мире меняют цели и сущность процесса обучения. Отвечая растущим и меняющимся потребностям общества, образование должно изменить себя, чтобы подготовить растущее поколение к жизни в 2050 году. Залог успешности системы образования для будущего — это отбор самых результативных подходов в сочетании с поддержкой новых технологий во всех образовательных масштабах, от отдельной классной комнаты до масштаба целого государства.

Инклюзия

Успешные образовательные системы должны быть доступны для каждого, включая тех, у кого нет базовых социальных возможностей. В то время как два первых шага помогут отобрать самые эффективные образовательные технологии и методики для тех, кто уже учится, но ведь есть и те, для кого это недоступно. Поэтому нужно предпринять отдельные шаги для включения в образовательный процесс «группу риска» — малоимущих, лиц с ограниченными возможностями здровья, для некоторых стран — девочек и женщин. Это означает, что общественные ресурсы должны быть сосредоточены вокруг тех, кто испытывает наибольшую потребность в обучении и при этом встречает неопреодолимые барьеры. Если эти метаморфозы удастся осуществить в образовании, то они со временем смогут изменить общество в целом и создать благоприятную среду не только на период обучения.

Финансы

Успешные образовательные системы потребуют более объёмного и при этом качественного инвестирования. Чтобы сделать первые три шага, необходимо составить надёжный инвестиционный план, который позволит всем странам увеличить финансирование образования, будет нацелен на оказание помощи там, где это наиболее необходимо, и на повышение эффективности затрат. Этот план должен основываться на ответственности национальных правительств по обеспечению равной доступности качественного образования для каждого ребёнка в любом уровне образования, от дошкольного до основного. Для контроля расходов и привлечения новых инвесторов Комиссия рекомендует использовать механизм международного банка развития. По предварительным подсчётам, это позволит привлекать до 20 млрд долларов ежегодно к 2030 году (на сегодняшний день — от  3,5 миллиардов долларов).

Инклюзивное образование, апробация и внедрение новейших технологий, компетентностный подход — отражение общемировых тенденций мы можем увидеть и в российской образовательной политике (этапы №2 и 3 инфографики). Появление ФГОС НОО ОВЗ, проектов «Российская электронная школа» и «Московская электронная школа», платформ «Универсариум» и «Открытое образование,» «Атласа новых профессий» и формирование рынка электронного образования — яркие тому свидетельства. Пожелаем, чтобы достаточное внимание было уделено и другим этапам развития образования -анализу образовательных результатов, отбору и продвижению лучших технологий и их достаточному финансированию.

Поделиться: