Снова в школу: идеи для первого урока в учебном году

Начался обратный отсчёт до торжественной линейки и звонка на первый урок в учебном году. Хочется, чтобы первый рабочий день в школе был праздничным и запоминающимся, и ученики с радостью вернулись в ваш класс (или впервые вошли в него). Наверняка Вы уже начали подготовку к первому уроку и задумались над тем, как создать на нём соответствующую атмосферу. Несколько советов и вариантов для проведения первого урока Вы найдёте в этой статье.

Цель: познакомиться с учениками

Несколькими способами «растопить лёд» после летних каникул и познакомиться с новыми учениками мы поделились в предыдущей публикации. В дополнение к ним предложим ещё несколько интересных идей.

Организуйте квест (для детей помладше)

Вовлечь учеников в активную деятельность с первой минуты в школе поможет квест.
Простой вариант: спрячьте в классе предметы (карандаши, пеналы, мел и т.п.) и дайте задание их отыскать. Для этого можно разбить детей на группы или дать персональные задания.

Вариант с акцентом на коммуникацию: предварительно на родительском собрании или в электронной переписке с родителями узнайте, какие особенно яркие события произошли у детей за лето. На первом уроке раздайте каждому «фант» с вопросом, например: кто ездил в июле в Анапу? кто научился кататься на велосипеде? у кого брат пошёл в первый класс? Чтобы найти ответ на вопрос, ученику придётся пообщаться с большей частью своих одноклассников. Так дети больше узнают друг о друге и об изменениях, произошедших за каникулы.

Сделайте фотовыставку

Предложите принести в класс одну-две фотографии большого формата для оформления выставки (в этом помогут родители обучающихся младших классов, а старшие ребята и сами с удовольствием принесут свои работы) и сохраните выставку до следующего праздника, затем меняйте фотоработы. Приятные воспоминания о лете, носящие для каждого личную частичку радости, помогут создать в классе атмосферу добра, семейного уюта, украсят кабинет и позволят легче перестроиться на учебный лад, а на переменках дети смогут делиться историями о лете.

Летние каникулы

Предложите создать автопортрет

Неважно, каким образом – словами, фотографиями или рисунками от руки, детям всегда интересно говорить и заявлять о себе! Для учителя же такая информация может стать ключиком к пониманию ученика, а для школьного психолога – ценным объектом исследования. Предложите ученикам описать себя или нарисовать автопортрет, чтобы открыть в них что-то новое.

Создайте «капсулу времени»

Сохранить свежие эмоции, зафиксировать изменения в интересах и характерах учеников, а потом сравнить их с впечатлениями в конце учебного года – почему бы не соорудить маленький аналог машины времени? «Законсервировать» впечатления поможет небольшое тестирование, мини-эссе, «коллаж настроения», список личных и коллективных задач на год, видеообращение учеников к самим себе. Сохраните полученные материалы в «капсуле времени» (можно вместе соорудить красивую коробочку или создать облачное хранилище) и не забудьте извлечь их в июне. Через год Вы и Ваши подопечные сможете увидеть, как они выросли и изменились с 1 сентября!..

Также можно завести «классный журнал» — но не тот, что для отметок, а такой, где можно будет сначала зафиксировать яркие события прошедшего лета (например, оформить общую тетрадь в традиционном бумажном виде или в электронном формате) и затем добавлять туда яркие события текущего учебного года (поездки, праздники, победы и т.п.). По итогам учебного года можно будет проследить всю историю вашего класса!

Цель: представить свой предмет

Особенно актуально, если Ваш предмет впервые появляется в расписании школьников (например, физика в 7 классе, химия в 8-м).

Поиграйте в «угадайку»

Развиваем мышление и используем воображение на первом уроке!

  • Угадайка №1: Напишите на доске верные и ложные утверждения о своём предмете или о темах, которые предстоит проходить в течение года. Пусть ученики аргументируют свою точку зрения.
  • Угадайка №2: Продемонстрируйте эффектный опыт и предложите ученикам угадать, что произошло.

Бросьте вызов!

Обычно первый урок начинают с теории, но можно изменить традиционный «шаблон» и сразу перейти к практике. Лучше всего подойдут практикоориентированные, мотивационные, творческие и даже экзаменационные задания. Например, в системе «Мобильная Электронная Школа» такие задания есть к каждому уроку. Вот некоторые из них:

Математика, тема «Проценты». Задание: «Покупаем планшет в рассрочку»:

Планшет в рассрочку

Биология, тема «Плоды и семена». Задание: «Составьте меню вегетарианского кафе»:

Вегетарианское меню

Химия, тема «Химические уравнения». Задание: «Придумайте или составьте уравнения для процессов из списка и расшифруйте их»:

Химия. Уравнение для яичницы

Физика, тема «Силы в природе». Задание: «Разработайте обучающую компьютерную игру»:

Физика 7. Разрабатываем компьютерную игру

Русский язык, тема «Морфемика и словообразование». Задание: «Сделайте инструкцию к словесному конструктору»:

Словесный конструктор

Чтобы ученики могли успешно справиться с заданиями, следует подготовить для них «напоминалки» и/или образцы выполнения заданий (на скриншотах представлены в правом поле).

Начните с… книги

Вместо учебника из стандартного УМК подберите «неакадемическую» книгу, которая позволит по-новому взглянуть на Ваш предмет, и представьте ученикам самые интересные идеи из этой книги. Особенно эффектно этот приём может сработать для нефилологических дисциплин. Чем больше стиль повествования будет непохож на язык учебника, тем проще будет привлечь внимание учеников.

Примеры:

  • красивый фотоальбом с фотографиями животных в качестве преамбулы к курсу зоологии;
  • туристический путеводитель по стране или региону, который предстоит изучать на истории или географии;
  • отрывок из автобиографии исторического деятеля или художественного текста, подборка прессы об исторической эпохе, который можно дополнить визуальным рядом.

Правильный выбор книги может пробудить интерес у тех, кто обычно «клюёт носом» над учебником, расширить восприятие и понимание Вашего предмета и в целом стимулировать интерес к чтению.


Какую форму проведения первого урока в новом учебном году Вы бы ни выбрали, пусть он принесёт радость от встречи и создаст положительную мотивацию на целый год — как у учеников, так и у Вас!

Источники:

  1. http://www.teachhub.com/first-day-school-activities-students-love
  2. Система управления образовательным процессом «Мобильная Электронная Школа»: http://mob-edu.ru/
    Получить бесплатный демо-доступ можно здесь: http://mob-edu.ru/demo-dostup

Поделиться: