Современный учитель: 5 навыков и инструменты для их развития

Какими навыками и компетенциями должен обладать современный учитель? Полный и официальный ответ на этот вопрос можно найти в Профессиональном стандарте педагога или, например, в списке требований к учителю внутри системы Международного бакалавриата. В любом случае, какой бы системой мы ни воспользовались, можно условно разделить все характеристики на вневременные и актуальные, продиктованные сегодняшним днём. Говоря о современном учителе, мы решили остановиться на последних.

Итак, какими актуальными навыками обладает современный учитель и как он может их в себе развивать?

1. Педагогический нетворкинг (навыки общения в профессиональной среде)

На фото: педагоги ГБПОУ «1-й МОК» на конференции «Строим школу XXI века». Москва, 2015

Большая часть времени педагога уходит на «повседневную» работу – проведение уроков и подготовку к ним. Однако для своего профессионального развития стоит регулярно выделять время на нетворкинг (общение и обмен опытом с коллегами), благодаря которому можно получить полезные знания, прошедшие проверку практикой. Нетворкинг может проходить как «офлайн» – на специальных конференциях и семинарах, так и онлайн – в педагогических сообществах, на форумах и в социальных сетях.

Где можно пообщаться с коллегами и экспертами прямо сейчас?

Календарь мероприятий для учителей:

  • 16-й Всероссийский педсовет: http://pedsovet.org/calendar/ (конференции, выставки, повышение квалификации, олимпиады и многое другое)
  • Кто есть кто в образовании и науке: http://ktovobrnauke.ru/events/ (крупные конференции, выставки и форумы)
  • Edutainme.ru: ежемесячный дайджест событий, например:http://www.edutainme.ru/post/events-january-2015/ (главные российские и зарубежные события в образовании)

Сайты-сообщества, отраслевые интернет-СМИ:

  • Сообщество взаимопомощи учителей «Педсовет»: http://pedsovet.su/
  • Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс»:http://www.openclass.ru/
  • Международное сообщество педагогов «Я – учитель!»: http://ya-uchitel.ru/
  • Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/
  • Сеть творческих учителей: http://it-n.ru/
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru/
  • «Учительская газета»: http://www.ug.ru/ (помимо новостей, здесь есть авторские колонки педагогов в разделе «Взгляд»)

 

2. Использование соцсетей

Социальные сети можно выделить как отдельный мощный инструмент для нетворкинга. Благодаря многоообразию публикуемого контента (тексты, фото, видео, документы, опросы) на сегодняшний день они стали даже более удобным, чем мобильный телефон или почта, средством коммуникации педагога с учащимися, коллегами и родителями. Для общения и обмена материалами с классом и родителями за пределами школы учитель может создать закрытую группу в социальных сетях, а для нетворкинга и обмена мнениями с коллегами-педагогами и родительским сообществом может принимать участие в дискуссиях в популярных группах.

Facebook:

ВКонтакте:

 

3. Владение цифровыми инструментами коммуникации

Помимо социальных сетей, учитель может использовать и другие электронные каналы коммуникации, например, вести собственный блог или видеоблог, проводить вебинары, делать email-рассылки. Если какой-то из этих каналов ещё Вами не опробован, возможно, стоит присмотреться к следующим инструментам.

Бесплатные и простые платформы для ведения блогов:

Ведение блога на педагогических порталах:

Сервисы для проведения автоматизированных email-рассылок, позволяющие создавать письма с красивым дизайном и отслеживать поведение адресатов (кто открыл письмо, по какой ссылке перешёл):

*Представители данных сервисов сообщили МЭО, что персональные данные пользователей, вносимые в списки для рассылок, физически хранятся на территории РФ.

Материалы МЭО по теме:

4. Превращение индивидуальных особенностей в образовательный инструмент (обучение детей мигрантов)

В связи с миграционными процессами в российских школах часто учатся не только дети коренных жителей, но и дети мигрантов: другой национальности, другого вероисповедания, возможно, говорящие на другом языке. В классном коллективе такие дети могут стать изгоями из-за своей непохожести на большинство. Тем не менее, учитель может поменять отношение «местных» детей к «чужакам».

В зависимости от преподаваемого предмета (или на классных часах) можно поговорить об особенностях языка, природы, культурных традициях, истории того края, откуда прибыл новый ученик, посмотреть живые фотографии. Это расширит кругозор учащихся и даст им почувствовать, что мы живём в многообразном, открытом и дружелюбном мире.

Общешкольный семейный проект (опыт Франции)

Учащимся из других регионов или стран предлагается выступить в роли переводчиков. Совместно с ними учитель разрабатывает вопросы для анкетирования родителей: как зовут бабушек-дедушек, кем они работали, где жили, что любили, какие интересные истории с ними случались. Итог работы – конференция на уроке, выставка плакатов в школе или серия встреч с родителями, которые, оказывается, когда-то тоже увлекались спортом или музыкой, путешествовали, переживали всякие приключения. Ими можно гордиться, с ними интересно общаться. Ребята переводят слова родителей, чувствуют внимание аудитории. Двуязычие, двоекультурие семьи становится важным образовательным и культурологическим ресурсом.

 

5. Мотивация к саморазвитию

Мир вокруг быстро меняется, и педагогика не является исключением. По характеру своей работы учителя находятся в «эпицентре» образования, являясь не только источником, но и потребителем новой информации (dum docemus, discimus). Благодаря современным образовательным технологиям эту информацию можно получить онлайн, в удобное время и в удобном месте, и нередко совершенно бесплатно. К вашим услугам вебинары и электронные курсы для педагогов, выложенные в Сети. Например:

  • Онлайн-курсы для работников образования на платформе «Универсариум»:

http://universarium.org/catalog?category=29 (педагогика)

http://universarium.org/catalog?category=34 (управление образованием)

http://universarium.org/catalog?category=2 (культуроведение)

  • Выборка MOOC по категориям «Образование» и «Профессиональное развитие учителя» на английском языке: http://bit.ly/1WtF28C
  • Вебинары МЭО о современной школе: http://bit.ly/1OOYA5I

Данный список может быть продолжен. Какие навыки, компетенции или личные качества современного учителя Вы бы в него добавили?

Поделиться: