Учитель слушающий: как создать психологический комфорт на уроке

Эффективный педагог – это не только знающий и опытный «спикер», но ещё и хороший слушатель. Умение выслушать и правильно оценить ответы учащихся необходимо для развития доверительных отношений и взаимопонимания, повышения мотивации и получения искренней обратной связи.

«Слушание» является двусторонним процессом: слушатель тоже может выполнять активную роль в коммуникации, анализируя и оценивая полученную информацию. Однако для достижения максимального эффекта слуховое восприятие информации должно преодолеть ряд барьеров, которые есть у каждого человека.

Почему мы не слышим друг друга, или Препятствия на пути к слуховому восприятию

Не только в школе, но и в быту мы тратим гораздо больше времени слушая, нежели говоря, читая и записывая. Тем не менее, чаще всего это один из самых малоэффективных каналов восприятия информации (за исключением аудиалов). Спустя всего несколько дней можно вспомнить лишь около 25% из услышанного.

При этом далеко не всегда плохое восприятие на слух обусловлено отсутствием интереса к теме или говорящему. Следует помнить, что все люди в классе, в том числе и Вы сами, воспринимают каждое слово через ряд «фильтров»:

  1. личностные особенности: характер, опыт, ценности и убеждения;
  2. социально-демографические факторы: возраст, пол, культурный фон;
  3. эмоциональное состояние: тревога, депрессия, страх;
  4. физическое состояние: усталость, возбуждённость;
  5. условия комфорта/дискомфорта: жара или холод, голод, жажда, усталость, шум, духота, неудобная мебель и так далее.

Многие из этих условий невозможно самостоятельно изменить – в таком случае Вам, как учителю, следует просто «сделать скидку» на невнимательность учащихся и вместо критики принять меры, чтобы актуализировать их внимание. Например, сделать перерыв в объяснении материала, дать небольшое творческое задание, провести короткую викторину, групповую или парную игру и любые другие мероприятия, которые активизируют мыслительную или двигательную активность учащихся.

Кроме того, Вы так же подвержены влиянию раздражающих и отвлекающих факторов, как и дети – но в Вашей власти взять своё слуховое восприятие под контроль. Существует несколько техник для повышения эффективности слушания. В этой публикации рассмотрим две техники – активное слушание и поэтапное слушание.

Активное слушание

Активное слушание – вид слушания, при котором на первый план выступает отражение информации. Например, к нему относится конкретизация той информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов.

Продуктивные способы активного слушания:

Перефразирование (эхо-техника)

Сущность: переформулировать высказывание учащегося своими словами. Начать можно так: «Как я тебя понял…», «По твоему мнению…», «Другими словами, ты считаешь…».

Главная цель «эхо-техники» – уточнение информации. Не стоит перефразировать всю речь – достаточно повторить ключевое сообщение, без его интерпретации. Благодаря эхо-технике учащийся увидит, как именно Вы его поняли, и сконцентрирует дальнейший ответ на самой важной его части.

Резюмирование

В отличие от эхо-техники, в технике резюмирования нужно не повторить, а самостоятельно подытожить сказанное.

Резюмирование лучше всего использовать в тот момент, когда речь затянулась или пошла по кругу, повисла неловкая пауза или аргументы и примеры стали повторяться. Придя на выручку учащемуся и подытожив его рассуждения, Вы поможете ему правильно сформулировать выводы, а также оптимизируете время ответа.

Развитие идеи

Техника развития идеи предполагает вывод причин или следствий из высказывания учащегося. Эта техника позволит расширить содержание высказывания и сформулировать причинно-следственные связи между явлениями, что способствует развитию мышления.

Этапы слухового восприятия

Ещё одна техника повышения эффективности слухового восприятия – разделение процесса слушания на этапы. Разумеется, на практике их невозможно настолько чётко разграничить и отделить друг от друга, но, стараясь им следовать, Вы сможете отточить своё умение слушать и слышать.

Первый этап – открыть себя для «входящего сообщения», преодолевая собственные психологические «фильтры» и барьеры. Обращать внимание не на форму высказывания, а на его суть, даже если мысль формулируется не совсем грамотно. На этом этапе Вы можете делать про себя короткие «заметки» об услышанном (если это не отвлечёт Вас от слушания – зависит от особенностей Вашего восприятия). Также в начале коммуникации важно установить зрительный контакт, проявляя заинтересованность к ответу учащегося.

Второй этап – первичная интерпретация и анализ высказывания. На этом этапе стоит помнить о том, что одни и те же слова для разных людей могут означать разные вещи, поэтому не спешите делать окончательные выводы о смысле сказанного. Во время речи ученика контролируйте не только его, но и себя: понимаете ли Вы, что он имеет в виду? Если у Вас появляются вопросы или Вам кажется, что учащийся неправ, всё равно дождитесь окончания ответа.

Третий этап – оценивание высказывания на основе первичной интерпретации и анализа. Сейчас Вы можете проявить свои первые эмоции с помощью мимики и жестов: улыбнуться, одобрительно кивнуть, похвалить или, наоборот, вопросительно поднять брови.

Четвертый этап – это непосредственно Ваш ответ на услышанное. Дайте развёрнутый комментарий на ответ ученика, при необходимости задайте уточняющие и дополняющие вопросы.

7 «да» слушающего учителя:

  • Будьте внимательны, сосредоточьтесь на ответе учащегося.
  • Создайте позитивную и комфортную атмосферу с помощью невербальных приёмов: позы, жестов, выражения лица.
  • Помните об индивидуальных образовательных потребностях учащихся.
  • Слушайте не только «по-учительски», но и «по-дружески».
  • Покажите, что Вы не торопите с ответом. Небольшая пауза уместна, если она даёт возможность учащемуся сформулировать ответ на вопрос, прежде чем начать говорить.
  • Если учащийся уделяет больше времени, чем на Ваш взгляд это необходимо, какому-то маловажному аспекту темы, дайте ему возможность продолжить рассуждение – для него этот аспект может иметь большое значение и вызывать неподдельный интерес. Другой ученик впоследствии сможет дополнить ответ недостающими данными.
  • Даже если содержание или тон ответа вызывает в Вас негативные чувства, сохраняйте спокойствие. Прежде всего Вы – профессионал. Будьте рассудительны и оперируйте фактами, а не эмоциями.

7 «нет» слушающего учителя:

  • Не спешите критиковать учащегося за ошибки.
  • Не задавайте навязчивые или сложные вопросы, если видите, что учащийся не справляется или начинает нервничать.
  • Не прерывайте ученика во время ответа.
  • Не меняйте тему вопроса.
  • Не завершайте анализ ответа до его окончания.
  • Не смотрите «свысока».
  • Не спешите с выводами об уровне знаний учащегося по нескольким его ответам. Дайте шанс проявить себя.

Зачем школьникам нужен учитель-слушатель?

Пожалуй, никто так не выигрывает от сотрудничества со «слушающим» учителем, как учащиеся. Возможность высказаться и быть услышанным помогает раскрепоститься и повышает мотивацию учеников. Кроме того, иногда детям просто не хватает внимания в семье, и мнение старшего наставника, которым для них является учитель, обретает для них большое значение.

Источники:

  1. http://www.edudemic.com/become-listening-educator/
  2. http://www.acs.edu.au/info/education/trends-opinions/listening-skills.aspx
  3. http://www.psylist.net/pedagogika/kulpedob.htm

  4. Фото: press4kids.com 

Поделиться: