А.М. Кондаков: Пора приступить к разработке нового поколения ФГОС

aleksandr-mixajlovich-kondakovГенеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование» Александр Михайлович Кондаков


Министр образования и науки РФ Ольга Васильева дала поручение о конкретизации Федеральных образовательных стандартов общего образования, особенно в части воспитания и содержания образования. Я думаю, что сам характер её поручения связан с двумя причинами.

С одной стороны, со времени утверждения стандартов прошло уже достаточно много времени (они были утверждены в 2009-2011 гг.). В условиях столь быстрых изменений, которые происходят в обществе, в технологиях, в нашей жизни, конечно, пора начать размышлять на тему нового поколения стандартов.

С другой стороны, хочу напомнить, что мы как разработчики стандартов в качестве их методологической основы заложили два документа, которые, к сожалению, не стали нормативными и, соответственно, обязательными при реализации требований стандарта.

Это, прежде всего, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой была сформулирована система базовых национальных ценностей российского общества, дано определение национального воспитательного идеала. Этот документ разрабатывался как некая зона общественного согласия (к его обсуждению были привлечены все конфессии, многие общественные организации, Федеральное Собрание, представители субъектов Российской Федерации). Концепция легла в основу разработки Фундаментального ядра содержания общего образования, программ воспитания и социализации, взаимодействия образовательных организаций и семьи, требований к экспертизе учебников и др.

Второй документ – это Фундаментальное ядро содержания общего образования. Когда мы говорим о создании нового содержания образования, необходимо вспомнить о той работе, которая была проведена в 2007-2009 годах огромным количеством учёных РАО и РАН под руководством В.В. Козлова, В.П. Дронова и моим, по развитию тех подходов, которые в своё время заложили основы того, что мы до сих пор называем «лучшим в мире образованием» — советского образования. Я имею в виду концепцию «ядра и оболочки» академика Маркушевича и академика Колмогорова, которая легла в основу вариативных программ по математике. В основу разработки Фундаментального ядра содержания образования заложены базовые ценности российского общества, формы и виды деятельности (универсальные учебные действия), которыми должны овладеть обучающиеся, и, естественно, систему основных научных принципов и понятий и пр. Этот документ так и не был вынесен на широкое общественное обсуждение.

Хочу обратить внимание на то, что уже в стандарте второго поколения в качестве главной задачи поставлено формирование и развитие личности обучающегося – молодого гражданина России. Духовно-нравственное, личностное развитие каждого гражданина России было обозначено как главная цель стандарта.

В реализации ФГОС что-то удалось – особенно это касается стандартов начальной школы, что-то нет – это касается, прежде всего, стандартов основной и старшей школы. Если для начальной школы был разработан полный пакет научно-методического и учебно-методического обеспечения, то для стандартов основной и старшей школы на федеральном уровне подобного рода работы не велись, а были переданы на региональный уровень. Именно это и вызывает самые большие сложности в реализации ФГОС.

Необходимо вернуться к серьёзной работе над учебным и научно-методическим обеспечением введения ФГОС.

Кроме того, хочу ещё раз сказать: сегодня 2016 год, скоро 2017-й. Стандартам уже 8 лет. Нормальный срок действия стандартов образования в мире –  5 лет. Пора этим заняться.

Поделиться: