Российская школа может быть мобильной

Давайте не будем мамонтами

Сопротивление изменениям — нормальная психологическая реакция человека. Особенно если речь идёт о традиционной системе образования. Зачастую родители выступают против использования гаджетов на уроке. Основные причины: опасения за здоровье детей, тревога о снижении качества образования. Виной тому многочисленные стереотипы о компьютерах в жизни ребёнка, формируемые и культивируемые в социальных сетях и СМИ. Поэтому с родителями необходимо правильно выстраивать работу, показывать преимущества новых технологий, обсуждать возможные риски и пути их преодоления, совместно решать вопросы внедрения и использования новых технологий в школе и дома.

Показательный случай: в прошлом году перед началом апробации нашего образовательного комплекса «Мобильная Электронная Школа» в одной из московских школ мы провели родительское собрание. На собрании было высказано немало отрицательных мнений, страхов и предубеждений против использования электронного ресурса, пока один из родителей не сказал: «Давайте не будем мамонтами!». Конечно, никто из присутствующих не захотел оставаться в «каменном веке» и даже консервативно настроенные родители дали согласие на такой «эксперимент».

Внедрение новых технологий — это всегда сложный процесс. Сначала мы сами, работники образования, должны полностью овладеть навыками и компетенциями их использования, а затем уже передавать эти знания и компетенции детям. При этом необходимо отметить, что зачастую дети сами учат нас использовать передовые технологии, и этого не нужно стесняться.

Очень важно, чтобы внедрение любых новых ресурсов в школе было инициировано администрацией, но не навязывалось учителям. Важен командный принцип обучения, когда новые технологии осваивают представители администрации и учителя вместе (играют в ролевые игры, изучают ресурс, обсуждают сильные и слабые стороны разрабатывают проект внедрения в своей образовательной организации).

Плюсы внедрения электронных образовательных систем в школах

С точки зрения организации образовательного процесса, управления образовательной организацией для директора и завуча электронные образовательные системы становятся удобным инструментом для реализации ФГОС. Критерии и требования к образовательному контенту нашей системы — «Мобильной Электронной Школы» — соответствуют требованиям к планируемым результатам, определённым федеральными государственными образовательными стандартами, среди которых: междисциплинарность, формирование метапредметных навыков, универсальных учебных действий, личностных качеств ребёнка.

Английский язык 2 класс

Так выглядит одно из упражнений по английскому языку для 2 класса

Для учителя это удобная платформа, позволяющая сэкономить время на подготовку к уроку и отчётов. По сути, для педагога это готовая поурочная разработка, что особенно важно в случае большой нагрузки или небольшого опыта преподавания. Также система экономит время на проверке тестовых заданий: оценки за их выполнение выставляются автоматически. Остаётся больше времени для проверки заданий с открытым ответом, творческих работ, проектов.

А самое главное — система привлекательна и интересна для ребёнка: здесь он может найти интересную для себя информацию, поиграть, выполнить проект, пообщаться со сверстниками — неважно, где они при этом находятся. Система также позволяет организовать совместную деятельность учащихся со взрослыми. Для меня, например, очень важно, что мы заложили в эту систему вовлечённость всех участников образовательного процесса: ребёнка, педагогов, родителей, руководителей образовательных организаций.

Технические характеристики

Как показывает практика, основные вопросы, которые важно решить при внедрении системы, — это мотивация педагогов и техническое обеспечение школы. Большинство педагогов довольно консервативны и неохотно соглашаются внедрять в свою работу что-то новое. Поэтому, чтобы убедить их, нужно показать им все преимущества системы, что мы и делаем на обучающих семинарах.

Подготовка учителей к работе с «Мобильной Электронной Школой» не требует значительных усилий. Интерфейс системы интуитивно понятен и прост в использовании. Однако рекомендуется методическая подготовка учителей. Для этого мы постоянно проводим вебинары, мастер-классы и тренинги, которые позволяют взглянуть на систему глазами не только педагогов, но и родителей и детей.

С технической точки зрения для полноценной работы с электронной образовательной системой необходимо наличие в школе стабильного канала Интернет-доступа (от 2 МБит/с). Также при использовании мобильных устройств учениками (планшеты, ноутбуки) в классе необходимы надёжные точки доступа Wi-Fi, позволяющие держать до 20-30 одновременных подключений. Чаще всего со стороны школы поддержку осуществляют преподаватели информатики. Естественно, что это идеальная ситуация. Но мы также предусматриваем и офлайновую версию системы.

Внедрение «Мобильной Электронной Школы» в школах происходит следующим образом: обычно система разворачивается на региональном сервере, и школы для работы с МЭШ обращаются к нему. Но возможны варианты, когда МЭШ находится на серверах нашей компании либо на сервере школы. В любом из вариантов наши специалисты готовы оказать техническую поддержку.

Что касается соответствия требованиям ФГОС — сейчас запущены процедуры по включению «Мобильной Электронной Школы» в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, в настоящее время система проходит педагогическую экспертизу, но необходимо отметить, что техническое задание на разработку системы уже составлялось в соответствии с российским законодательством в области образования.

Одно из заданий по математике для 6 класса

Одно из заданий по математике для 6 класса

Нет, это не только для столичных школ

Главный принцип нашей «Мобильной Электронной Школы» — равные возможности для всех и каждого. Одно из преимуществ электронных образовательных систем — избыточность, то есть большое разнообразие информации и видов деятельности обучающихся. «Мобильная Электронная Школа» всегда доступна онлайн, поэтому системой может пользоваться и обычная школа, и малокомплектная сельская школа, и гимназия в любом регионе России и даже за рубежом.

На данный момент география «Мобильной Электронной Школы» включает в себя 35 регионов России. Особенно активно с нами сотрудничают школы Республики Хакасия, Республики Удмуртия, Пермского края, Республики Дагестан, Челябинской, Мурманской и Иркутской областей. В Москве наша компания сотрудничает с ФНКЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва, Первым московским образовательным комплексом (1-й МОК), школой № 109 Евгения Ямбурга, с гимназией №1505 Леонида Наумова, Первым Московским Образовательным Комплексом, школой № 2104 «На Таганке»…

Одно из заданий по биологии

Одно из заданий по биологии

Совместно с регионами мы разрабатываем курсы на родном языке и включаем их в систему в качестве дополнительных программ или основных (например, национальный язык и национальная литература).

Конечно, как руководитель компании, я бы хотел, чтобы наша система была внедрена на всей территории России. Но понимаю, что это невозможно: есть рынок, появляются новые образовательные продукты. Надеюсь, что их будет много и они будут качественными. Рынок — лучший регулятор качества.


Автор: Александр Михайлович Кондаков

Источник: NewToNew

Поделиться: