Сельские школы как социокультурная образовательная среда. Мнение о выступлении министра образования и науки РФ Ольги Васильевой

aleksandr-mixajlovich-kondakovГенеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование» Александр Михайлович Кондаков


 

В своём выступлении на III Всероссийском съезде сельских учителей в Чебоксарах министр образования и науки РФ Ольга Васильева отметила несколько моментов, на которые я не могу не обратить внимание. Прежде всего, это то, что сельскую школу (как, впрочем, и любую другую) сегодня необходимо рассматривать как социокультурный центр местного сообщества. Это может, в принципе, быть и село, а может быть поселок городского типа, или микрорайон, в котором располагается школа, объединяющая вокруг себя всё местное сообщество.

Всячески приветствую заявление министра о сохранении малокомплектных школ, особенно на уровне начального образования. Отрыв детей от семей в интернаты либо закрытие школы, как правило, вызывают серьезные социальные проблемы, а зачастую являются  причиной исчезновения села и деревни. И, кстати говоря, на месте экономии возникают огромные дополнительные расходы и многое-многое другое.

Меня радует то, что министр обратила внимание на проблему поддержки сельского учителя. Я думаю, это очень важно, поскольку на сегодняшний день в сельских школах, которые составляют более 60% от всех школ России и в которых учатся более 30% всех детей, труд учителя сложен и исключительно многогранен. Может быть, даже имеет смысл разработать отдельную федеральную программу «Сельский учитель».

Для нас важны слова о потенциале современного электронного образования. Это не только электронные дневники и журналы – это, прежде всего, вопросы формирования целостного образовательного контента.

Справедливо, наверное, замечание о большом разнообразии учебников, хотя меня как профессионала это не очень пугает. Хуже другое: учебники, как правило, достаточно устаревшие, не отражают тенденции сегодняшнего времени, а зачастую и не соответствуют требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов.

Решение проблемы сельской школы во многом кроется в обеспечении доступности равного образования для всех. И на сегодняшний день мы имеем очень мощный современный инструмент – электронное образование. Его развитие поможет снять очень многие проблемы, которые были подняты в докладе министра, позволит детям из самых отдалённых сел и  деревень получать то же образование, что и учащиеся лучших городских школ. На смену социальным сетям, в которых протекает жизнь наших детей, что так волнует взрослых, должны прийти социальные образовательные сети, обеспечивающие полноценное развитие личности каждого молодого гражданина России.

Поделиться: