Обучение высокомотивированных и одарённых детей Дагестана

В каждую школу республики Дагестан ходят дети, которые любят учиться, стремятся достичь высоких результатов, хотят поступить в престижный университет и в дальнейшем устроиться на работу мечты. Они с легкостью осваивают базовую школьную программу и способны к изучению углубленного материала по определенным предметам. Таких детей принято называть «одарёнными» или «высокомотивированными».

Одна из главных проблем среднего образования в России – игнорирование образовательных запросов таких школьников. Лишь отдельные учителя по собственной инициативе работают с одаренными детьми во внеурочное время, изучают с ними дополнительный материал и решают задания повышенной сложности. В итоге большинство высокомотивированных детей, способных принести своей школе победы во всероссийских и предметных олимпиадах, а также высокие баллы за ОГЭ и ЕГЭ, не развивают свой потенциал и остаются на одном уровне с отстающими одноклассниками.

Компания «Мобильное Электронное Образование» (далее МЭО) — это единственная в России организация, которая работает с одаренными детьми из всех регионов страны. Она помогает таким школьникам развиваться, расширять свой кругозор, углублять знания, побеждать в олимпиадах, участвовать в исследованиях и создавать собственные проекты.

— Принцип нашей работы – полное погружение в углубленную учебную деятельность, — объясняет руководитель редакционно-методического отдела МЭО, специалист по работе с одаренными детьми Елена Яковлевна Подгорная. — Мы не хотим вырывать высокомотивированных ребят из привычной школьной среды, потому что убеждены: выездные школы, развивающие лагеря и специальные смены не дают таких результатов, как круглогодичное обучение. Эффект от двухнедельных смен значительно меньше, чем от непрерывного погружения в углубленную работу.

Чтобы ребята успешно совмещали и учебу в общеобразовательной школе, и дополнительные занятия, компания «Мобильное Электронное Образование» разработала 3 модели. Благодаря такой вариативности, директора, учителя и администрация школ могут выбрать наиболее удобный для них формат работы с одаренными детьми.

В первой ознакомительной статье мы представим все 3 модели, покажем особенности каждой из них и выявим их различия. В последующих публикациях мы будем более подробно разбирать каждую из моделей и рассказывать обо всех тонкостях реализации системы «МЭО. Одаренные и высокомотивированные дети» в общеобразовательных учреждениях. Если у Вас появятся вопросы, присылайте их на адрес: k.zorina@mob-edu.ru.

Модель 1:

Первая модель лучше всего подходит школам, которые строго придерживаются традиционной формы обучения. Такие образовательные организации боятся вносить изменения в расписание определенных ребят и корректировать привычный учебный план педагогов. Специально для них специалисты МЭО разработали модель, благодаря которой школе совсем не придется что-либо менять.

В рамках этого формата высокомотивированные дети имеют то же расписание, что и их одноклассники. Они обязаны присутствовать на уроках, выполнять домашние задания, сдавать все самостоятельные, контрольные и прочие работы и участвовать в жизни класса. Но после привычного учебного дня такие школьники идут на дополнительные уроки. Опытные специалисты – высококвалифицированные педагоги из общеобразовательного учреждения – дают одаренным ребятам углубленный материал, решают задачи повышенной сложности, развивают критическое мышление и креативность и т.д.

В итоге, высокомотивированные дети не пропускают школьные уроки, а углубленные знания получают по внеучебное время. Это значительно облегчает работу директора, администрации и преподавателей школ, но в то же время осложняет жизнь одаренных учащихся, которые обязаны не только ходить в школу и делать все задания, но и посещать углубленные занятия.

Модель 2:

Следующая модель значительно удобнее для детей, но она требует небольших корректировок в традиционном общеобразовательном формате обучения. При такой модели школьники имеют индивидуальное расписание, которое состоит из очных и заочных занятий. Они изучают углубленный материал в стенах школы, а базовый осваивают самостоятельно с помощью онлайн-курсов МЭО. Такие дети могут быстро изучить общеобразовательную программу, а грамотная подача теории, интерактивные задания и регулярные проверки пройденного в онлайн-системе МЭО значительно облегчат им усвоение базового материала.

Для того, чтобы сделать учебу для одаренных школьников еще удобнее и эффективнее, им нужно разработать разумное расписание. Эту задачу берет на себя сетевой тьютор. Вместе с высокомотивированным учеником и его родителями он создает индивидуальный учебный план. На этом обязанности тьютора не заканчиваются: он сопровождает школьника во время всего образовательного процесса, помогает ему и, при необходимости, корректирует его индивидуальный образовательный маршрут.

В результате второй модели эффективность от учебы увеличивается. Освобождение от посещения базовых предметов даёт детям не только время, но и силы, и желание для занятий в зоне своей одарённости.

Модель 3:

Наконец, третья модель значительно расширяет сектор дополнительного образования. Чтобы реализовать этот формат, школа должна сформировать индивидуальный учебный план (ИУП) для каждого из выявленных интеллектуально одаренных учащихся. Тьютор поможет им составить персональное расписание и проконтролирует реализацию ИУПов учеников.

При такой модели дети занимаются не в школе, а в специальных центрах дополнительного образования, в исследовательских лабораториях или в высших учебных заведениях. Их результаты модифицируются в школьную отметку, что освобождает ребят от регулярной сдачи аттестационных работ.

В рамках этой модели занятия с детьми проводит сетевой тренер. Это высококвалифицированный преподаватель, который занимается с группой одаренных детей из нескольких школ. Такого опытного педагога, при необходимости, может предоставить МЭО. Одаренные дети, обучающиеся по третьей модели, получают объективное представление о сфере своей будущей специализации. С раннего возраста они учатся работать в интересной для них среде, принимают участие в масштабных исследованиях и крупных проектах и получают глубокие знания по определенным предметам, закрепляя их на практике. Зачастую, шансы таких детей при поиске будущей работы, значительно выше, чем у их сверстников.

Модели 1, 2, 3:

Все углубленные занятия созданы специалистами МЭО. Четкие поурочные разработки и тематические планы освобождают учителей от лишнего труда и рутинной работы. Грамотное распределение нагрузки и оптимизация учебного времени создают комфортные условия для школьников. Интерактивные задания повышенной сложности, разные типы нестандартных примеров, междисциплинарные предметы, тесты с автоматической проверкой и с открытым ответом значительно улучшают результаты одаренных детей и увеличивают их интерес к учебе.

Благодаря вариативности моделей, система «МЭО: Одаренные и …. дети» подходит любой школе. Образовательные учреждения, которые уже применяют систему МЭО, отмечают значительное улучшение своих показателей, рост числа олимпиадников, увеличение удовлетворенности родителей качеством образования и повышение у детей интереса к учебе.

Ксения Зорина

Источник: «Голос Профсоюза Образования» №20 от 18 июля 2018 года, стр. 7