Итоги апробации в Мурманской области

Участники апробации

В проекте «Апробация технологий мобильного обучения на основе комплексного электронного образовательного продукта «Мобильная Электронная Школа» приняли участие 6 образовательных организаций:

  • МБОУ «Гимназия № 1» г. Североморск
  • МАОУ «СОШ № 10» г. Кандалакша
  • МБОУ «СОШ №53» г. Мурманск
  • МОУ «СОШ №4» г. Оленегорск
  • МБОУ «Гимназия №1» г. Мурманск
  • МБОУ «Кольская СОШ №2» г. Кола

Количество участников апробации

Представители администрации

6

Педагоги

46

Учащиеся

1050

Координатор в регионе:

Карпенко Андрей Викторович, д.п.н., доцент, проректор по дистанционному обучению и информационным технологиям — ГАУДПО Мурманской области «Институт развития образования».

Работая в системе МЭШ,  хочется  отметить следующие достоинства электронного образовательного ресурса.

Достоинства

  1. Продукт полностью соответствует требованиям ФГОС, позволяет достичь предметных, метапредметных и личностных результатов и отвечает запросам детей, родителей.
  2. Материалы комплексного образовательного продукта организованы целесообразно и удобны в использовании: систематизированы по классам, предметам обучения и объединены в тематические модули.
  3. Ресурс имеет богатое наполнение: как само содержание, так и разнообразие видов и форм учебных заданий. Это позволяет сократить время подготовки учителя к уроку. Задача учителя сводится к тому, чтобы выбрать из предложенного материала необходимые для уровня и возможностей данного класса  виды работ, задания, упражнения и  сконструировать урок так, чтобы за минимальное время получить наилучший учебный результат.
  4. Материалы занятий  позволяют  на их основе построить урок любого вида: обучающий, контролирующий или многофункциональный, а также  любой конструкции, выбрать наиболее целесообразную форму деятельности учащихся (фронтальную, групповую, парную,  индивидуальную)  а, значит, дают учителю право на творчество.
  5. Ресурс каждого блока  занятий можно использовать гибко: как единое целое или  фрагментами на нескольких уроках; для организации индивидуальной или внеклассной  работы с учащимися; для решения одной или нескольких обучающих целей, так как материала в избытке.
  6. Задания и упражнения имеют разноуровневый характер, что помогает учителю эффективно строить работу как с сильными учащимися, так и с теми, которые имеют трудности в обучении, а  так же создавать индивидуальные образовательные траектории.
  7. Материалы ресурса, предназначенные для учащихся 1-3,5-х классов, соответствуют  психологическим и возрастным особенностям младших школьников.
  8. Теоретический материал представлен наглядно и схематически, он очень красочный и  привлекательный, что в неявном, скрытом виде формирует учебную мотивацию. Предоставляемая информация дополнена интерактивными иллюстрациями.
  9. Задания с выбором ответов, с ниспадающими списками дают возможность анализировать, сопоставлять учебный материал, обобщать и запоминать материал  комфортно, опираясь на наглядную основу.
  10. Учтено и очень важное право маленького ученика – право на ошибку. Задания с выбором ответов: с ниспадающим списком, цветовым маркером; запись  ответов загадок  доступны детям (с технической точки зрения)  не вызывают у них трудностей.
  11. На уроке русского языка использование материалов ресурса позволяет учителю быстро переключать внимание учащихся, снижает утомляемость и  статическое мышечное напряжение во время письма.
  12. Для активизации учебной деятельности учащихся в начале каждого занятия сформулирован проблемный вопрос. Для учащихся начальных классов самостоятельно сформулировать такой вопрос очень сложно, поэтому для обучения в постановке проблемных вопросов, их образцы, конечно, необходимы.
  13. В основе построения всех учебных заданий лежит деятельностный подход, который направлен на формирование универсальных учебных действий, коммуникативной компетентности.
  14. Процесс обучения с использованием данного ресурса позволяет учащимся эффективно общаться, сотрудничать, проявлять инициативность, самостоятельность, желание обучаться с помощью цифровых технологий.
  15. Рубрика дополнительного содержания углубляет изучение учебного материала, способствует развитию внешней и внутренней речи, украшает и оживляет урок, позволяет развивать познавательную активность, любознательность и стремление детей к знаниям.

Особенности

Но… большинство учащихся  начальной школы не готово использовать ресурс самостоятельно, необходима помощь и контроль со стороны родителей и учителя.  Но это как раз не отрицательная, а  положительная сторона, т.к. это одна из возможностей привлечь внимание родителей к обучающим возможностям современных цифровых технологий, совместной работе детей и родителей по освоению новых форм обучения, повышения качества знаний.

Заключение

Мы считаем, что использование МЭШ в образовательных организациях Мурманской области возможно и целесообразно.

«Мобильная Электронная Школа» является комплексным электронным образовательным продуктом, который включает в себя информационно-образовательную платформу и образовательный контент.

В период апробации в школе № 53 г. Мурманска были:

  • изучены электронные материалы МЭШ  учителями-предметниками  (по биологии, литературе, математике  в 5 классе) (окружающему миру, математике, русскому языку – в начальной школе);
  • проведены уроки с использованием  материалов МЭШ в классах:
    •  — по математике по теме «Сравнение дробей с равными знаменателями»;
    •  — по биологии по теме «Строение растительной клетки»;
    •  — по литературе по теме «Тургенев И.С. Рассказ о писателе. «Муму». Реальная основа повести».

Учителями составлены технологические карты уроков.

Апробация работы в МЭШ позволила выявить ряд преимуществ и недостатков данного электронного образовательного продукта.

Достоинства:

  1. Разработана методика образования и дидактические материалы.
  2. Разработанные интернет — уроки по разным предметам обучения подходят к разным образовательным программам, насыщены разнообразными заданиями, а также самостоятельными работами по темам.
  3. Можно обучать дистанционно (детей, находящихся на домашнем обучении; заболевших детей; детей с ограниченными возможностями).
  4. Индивидуальность обучения (возможность организации работы с одарёнными детьми или организации опроса стеснительного ребёнка).
  5. Прозрачность оценивания знаний обучающегося (исчезает опасность того, что оценка будет вынесена «с пристрастием»).
  6. Информация в мультимедийном формате способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, повышая интерес к образовательному процессу;
  7. Выполнение самостоятельных работ в МЭШ позволяет учащемуся самостоятельно контролировать уровень знания предмета;
  8. Появляется возможность получения новой информации независимо от времени и месторасположения ученика.
  9. Материал интернет-уроков разработан с учетом возрастных особенностей школьников, методически грамотно составлены задания к урокам  по предметам.
  10. Хорошо подобраны иллюстрации, разрабатываются и используются карты, разработан словарь по разным темам.
  11. Есть ключевые вопросы к каждому уроку;
  12. Имеются разноуровневые задания по предметам к урокам и игровые моменты (например, «собери пазл»).

Недостатки:

  1. Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет (нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения).
  2. Недостаток практических занятий.
  3. Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения затрудняют процесс обучения.
  4. Отсутствие личного общения с учителем и другими обучающимися.
  5. Пропускная способность может снизиться при большом количестве пользователей, использующих беспроводные сети.

Заключение

Таким образом, при использовании данной платформы в обучении было выявлено у обучающихся повышение интереса не только к предмету, но и к данному виду деятельности. Обучающиеся не боялись совершать ошибки, так как при использовании данной программы осуществлялось оценивание по фактическим знаниям школьников, и они могли исправить и доработать материал в течение урока. Это вызывало интерес и ажиотаж при проверке выполняемого задания.

Образовательный контент «Мобильной Электронной Школы» содержит задания, соответствующие требованиям ФГОС ООО. Работа с использование материалов МЭШ способствовала развитию интереса к предметам «биология», «литература», способствовала усовершенствованию пользовательских навыков при работе с ПК.

На наш взгляд, наиболее эффективным  является смешанное обучение. Оно сочетает в себе преимущества различных форм обучения, и лучше всего подходит к контексту обучения в интерактивной учебной среде. Мобильное обучение можно комбинировать с другими видами обучения, обеспечивая интерактивные условия обучения для школьников.

Очевидно, что для использования новых возможностей  мобильного обучения в учебном процессе необходима организационная, исследовательская и методическая работа по внедрению современных стратегий, форм и методов мобильного обучения в учебный процесс.

Поделиться: