МЭО -
Обучение в условиях
ДИСТАНТА

Александр Кондаков: Мир уже не будет прежним

Могли ли мы предположить несколько недель назад, что цифровая революция, о которой мы говорим вот уже несколько лет, свершится на наших глазах за одну неделю. И, к сожалению, спусковым крючком изменений станет пандемия коронавируса.

Она заставила нас самоизолироваться по домам, сменить привычный образ жизни.

​Под угрозой оказались целые отрасли мировой экономики – туризм и отдых, пассажирский транспорт, гостиничный и ресторанный бизнес, ритейл и пр. Возвращается жесткий контроль на границах между странами, меняется деятельность общественных институтов…

Главной ценностью общества стала безопасность. Врачи, медсестры, владельцы малого бизнеса, продавцы магазинов – вот та армия, которая встала грудью на защиту человечества совместно с военными, МЧС и полицией.

В этот момент и прорвался наружу тот ИТ-потенциал, который был накоплен за последние 20 лет, став инструментом защиты человечества от вирусной напасти. Это разнообразные платформы, объекты инфраструктуры, системы коммуникации, образовательный контент и другие цифровые инструменты.

В этой ситуации колоссальный скачок делает медицина высоких технологий и фармакология. Новейшие медицинские технологии – главное оружие в условиях борьбы с пандемией. В том числе – удаленная диагностика с использованием технологий телемедицины, без посещения поликлиники, ранее обеспечивавшая эффективность медицинской помощи для удаленных районов, или в особо сложных случаях, становится массовой практикой в условиях пандемии и, очевидно, останется таковой и в дальнейшем.

Фраза «удаленный доступ» стала нормой для всех буквально за пару дней: для управления, образования, разнообразных услуг, развлечений, в общем, практически для всего. По сути дела, переход к деятельности в удаленном доступе открывает нам новый мир огромных возможностей. Как работодатель я вижу, что удаленная работа оказалась существенно эффективней (при соответствующем контроле), а главное – намного дешевле – нет необходимости в огромных офисах. Экономится время на дороге, перекурах, перекусах, обсуждении житейских вопросов с коллегами и пр. Это, кстати, может быть и вариантом решения вопроса второй смены в школах (у нашей компании уже есть опыт организации образовательного процесса, при котором школьники один день в неделю учатся в онлайн, обеспечивая переход с шестидневной учебной недели на пятидневную).

Не успев привыкнуть к формату работы в «коворкинге», мы неожиданно перешли к дистанционной занятости, учебе и пр. (может это уже цифровой коворкинг?).

Изменился характер и скорость взаимодействия между людьми. Вдумайтесь, время для установления связи между потребителями и поставщиками, педагогами и обучающимися, родителями и детьми, друзьями, руководителем и подчиненным сократилось до мгновения!

Учителя, дети и семьи осваивают новый формат образовательного (и не только образовательного) взаимодействия и сомнительно, что они захотят вернуться к прежнему. Пересмотру подвергнется вся система образования. Наверное, самое главное (и интересное), что мы сегодня наблюдаем – это резкий рост вовлеченности «удаленных» родителей в образовательный процесс «удаленных» детей. Неожиданно вся наша образовательная «кухня», до сих пор скрытая за дверями классов и стенами школ, оказалась открытой всем родителям, со всеми ее плюсами и минусами, стала предметом жарких дискуссий в семьях и соцсетях. Семьи на наших глазах превращаются в «продюсеров» образования собственных детей. Максимальная открытость системы образования – новая ситуация и реальность ее развития.

Что нас ждет еще? Самое главное – рост значимости ценностной составляющей нашей деятельности. Человек выбирает не то, что ему навязывают или спускают сверху, а то, что ему удобно, что отвечает его запросам и интересам. Совсем недавно, в феврале, Клаус Шваб, глава Давосского экономического форума, предположил, что технологии изменят сам способ нашей жизни, что мы, собственно, и случилось сегодня. Он предсказал наступление эры «stakeholders capitalism». Эту фразу перевести можно по-разному – капитализм равных прав акционеров или капитализм равных возможностей, распределенный капитализм. Суть этого термина в том, что все участники рынка имеют равные шансы и возможности, и сам рынок прозрачен. И это – высшая ценность нового времени. Сила, недобросовестная конкуренция уходят на второй план. На первый план выходят лучшие. Репутация, доверие, надежность, я бы сказал, нравственная чистота – основа общества, в которое мы сегодня стремительно вступаем.

Функцию достижения этих, казалось бы, немыслимых идеалов, берут на себя информационные технологии, основанные на механизмах исключения некорректных и недобросовестных пользователей сервисов и услуг. Точно также, как это сегодня работает в сфере банковских услуг, каршеринге, организации поездок и отдыха и пр., то что мы называем Экономикой совместного потребления или Экономикой доверия. Сегодня репутация человека (равно как и любой компании) формируется в сети из его действий и их оценки другими пользователями сети, образуя его «цифровой след», который по мере увеличения числа отзывов будет практически невозможно сфальсифицировать. Эта новая репутационная система не зависит от денег, силы, административного ресурса. Она формирует глобальную систему взаимоотношений между людьми, устанавливая новые отношения между ними, основанные на прозрачности, взаимном уважении и доверии.

И в заключение. Уверен, что через очень короткое время мы будем с удивлением размышлять над тем, а как могло быть иначе. Точно также как мы сегодня не представляем мир без смартфона и социальных сетей.

Главный вопрос – какую роль в этом сыграет система образования?

Источник: Учительская газета