О том, зачем современным учащимся нужен тьютор

О том, зачем современным учащимся нужен тьютор

«Человек рождается с крыльями. Тьютор лишь помогает ему взлететь»*

О том, зачем современным учащимся нужен тьютор и почему родителям не стоит бояться проектной деятельности в школе, рассказывает Наталия Любомирская, научный руководитель лицейских программ, ординарный профессор НИУ ВШЭ, руководитель проекта «Одаренные дети» компании «МЭО». Наталия Любомирская уверена в том, что все дети по-своему талантливы: важно суметь раскрыть талант и одаренность каждого. И в этом поможет тьютор.

— В чем принципиальное различие между тьютором и традиционным учителем?

Два различных принципа построения образования в университетах Великобритании и Германии легли в основу двух различных образовательных систем в мире.

Современная российская школа является наследником классической немецкой школы, немецкой системы образования: образовательные программы разрабатываются кафедрами, спускаются «сверху» и являются для всех обязательными. И наш традиционный учитель  —  это носитель высшей познавательной ценности, заблаговременно разработанной умными мужами и передаваемой молодому поколению.

Образовательная же система Англии строилась таким образом, что студент самостоятельно набирал себе отдельные курсы, которые он хотел изучать. Но для того, чтобы не запутаться и не потеряться в «море» замечательных знаний, студенту был нужен помощник, который сопровождал бы его, помогал, подсказывал, какие курсы с какими лучше сочетаются и каким из них отдать предпочтение. Именно такую функцию выполнял тьютор: им мог быть более опытный студент или преподаватель. Тьютор – это тот, кто стоит рядом с молодым поколением и помогает ему ориентироваться в окружающем мире, помогает понять собственные интересы, разобраться в своих возможностях. Первые тьюторы появились именно в старых университетах Англии.

На фото: University of Cambridge

Позиция традиционного, классического учителя следующая: «Я — взрослый и я лучше знаю, что тебе нужно. Я передаю тебе знания». Позиция тьютора: «Я готов помочь тебе найти то, что тебе нужно, то, что тебе любопытно, в чем твоя внутренняя мотивация». Тьютор работает именно с внутренними посылами учащегося — ведь они есть у каждого, он помогает учащемуся раскрыть его собственные интересы. Бывает, что интересы лежат на поверхности, они очевидны, но бывают люди, которым все понемногу интересно, они могут растеряться, но здесь на помощь приходит именно тьютор. Задача тьютора — помочь молодому человеку осознать, что для него важно, что для него интересно, что для него полезно.

Учитель говорит: «Делай, как я», тьютор говорит: «Пробуй, и я помогу тебе».

— Сегодня позиция тьютора отображена в официальных законодательных документах. Насколько тьютор популярен в массовой школе?

Появление позиции тьютора в законодательных документах — это один из факторов, который призван персонализировать и индивидуализировать образовательный процесс. Сегодня, поколению Z – современным школьникам – важно индивидуальное творчество, индивидуальная свобода. Они – индивидуалисты по своей натуре, и загнать их в какие-то общие рамки, добиться того, чтобы они все двигались в одном направлении, шли одним строем, одним маршем – очень сложно. Индивидуализация образования, персонализированный подход — это то, что востребовано в современном быстро меняющемся мире.

Сегодня, в период динамичных и мощных изменений в мире, нельзя с уверенностью сказать, какие знания понадобятся будущему поколению через 15—20 лет, какие именно знания будут нужны и полезны молодому человеку, когда он выйдет во взрослый мир.

Сегодня, в эпоху интернета и компьютерных технологий, знание стало общедоступным. Также, как в свое время появившейся печатный учебник сделал знание доступным, и появилась массовая школа. Ведь до появления печатного станка школы были исключительно при монастырях, церковных общинах, и на производство одной книги у монахов уходило от 5 до 7 лет. Сегодня, печатный станок это — уже древность, это — телега по сравнению со скоростным болидом Формулы I. Сегодня учащийся может получить любую информацию в один клик, самостоятельно из Интернета. Учитель теряет функцию посредника между знанием и учеником.


Современная педагогическая позиция должна быть ориентирована на ученика, а не на предмет. Современный учитель должен быть тьютором. Если педагог приходит в класс, и для него главное — это физика, перед нами — традиционный учитель. Если педагог приходит в класс, и для него на первом месте — дети, а на втором — физика, то это — современный учитель с тьюторским подходом.


Сегодня в практике российской массовой школы тьютор привлекается зачастую только в случаях, когда у детей выявляются «проблемы», если они «выпадают» из общей картины класса и не соответствуют «средним» ученикам. Как ни странно, к категории таких «выпадающих» детей часто попадают и одаренные дети: их называют гиперактивными, а они просто очень любознательны, задают много вопросов, порой неудобных, нарушая запланированный ход урока. Или наоборот, их могут считать «заторможенными», как бы отстающими от всего класса. На самом деле они соображают быстрее остальных учеников, а порой и быстрее самого учителя, им  не интересно, скучно в классе, где учитель рассказывает что-то, ориентируясь на «среднего» ученика: они могут задуматься о чем-то своем,  «замечтаться». Одаренные дети часто попадают в категорию таких «неудобных».

Персонализированный же подход позволяет таким детям оказаться «в строю». И тьютор может помочь им, в данной ситуации основная задача тьютора — быть рядом с ребёнком, помогать ему в решении его задач.

— Почему сегодня актуальна проектная деятельность в школе?

Проектная деятельность это — реализация замысла. Это то, что заложено у человека от природы. Используя парадигму «Делай, как я», традиционная школа гасит, загонят в жёсткие рамки природную любознательность. Проектная и исследовательская деятельность — это фактор персонализированного образования, индивидуализации. Любой проект или исследование ребенок делает, исходя из своих собственных интересов.

Персонализация – сегодня это основной тренд в развитии общества. Процессы персонализации мы наблюдаем в бизнесе, в медицине и других сферах. Так, впервые геном абстрактного человека был расшифрован в 2003 году: на этот проект ушло около 20 лет международного сотрудничества и около 3 миллиардов долларов. Сегодня для того, чтобы прочесть геном конкретного человека, требуется примерно один час и около 100 долларов. Аналогичная ситуация и в образовании.

Сегодня мы говорим о детях другого поколения: они отличаются от детей 30-летней давности. Межпоколенческие различия существенны. Современные дети не умеют ждать, они нетерпеливые. Любую информацию они могут найти в Интернете. Сегодня нет возможности предвидеть, какие знания будут нужны, скажем, через 15 лет. И, поэтому, нет необходимости «впихнуть» эти знания в голову ребенка. Становится актуальным термин «learnig on demand», когда ты обучаешься по мере необходимости: возникает потребность — ты получаешь знания. В системе образования все меняется, поэтому должен поменяться и учитель.

— Цифровые технологии сделали нашу жизнь более комфортной, сегодня они вошли и в образование. Какие изменения происходят в современной школе?   

На первом этапе цифровые технологии служат неким дополнением к деятельности учителя в классе: например, это демонстрация красивой картинки, фрагмента фильма с помощью интерактивной доски или ноутбука. На втором этапе появляется электронный журнал, электронный дневник, система регистрации посещаемости учащихся, lms. Этот этап мы благополучно освоили.

Далее следует этап интеграции, когда цифровые технологии используются не вместе с традиционными, а частично или полностью их заменяя. Сегодня этот этап в российских школах я вижу в виде «островков». К сожалению, сегодня есть учителя, которые продолжают работать по конспектам, написанным еще на студенческой скамье педагогического института . Хотя есть и много учителей, которые активно используют цифровые технологии, технологии смешанного обучения в ежедневной практике.

Нас ждет еще четвертый шаг, наиболее важный — этап трансформации, в ходе которого появятся новые дидактические подходы, иные требования к учителю, иные требования к организации образовательного процесса для его персонализации.

 

Подготовила Марина Данилова

* источник цитаты: сайт Межрегиональной тьюторской ассоциации

Поделиться:


Свяжитесь с нами

Телефон
Email
ФИО
Ваша роль*:
Тема обращения*:
Сообщение:
Создано: WoodzershStudio