Обновление учебных программ и снижение внеучебной нагрузки. Комментарии экспертов

Президент РФ Владимир Путин поручил главе кабмина Дмитрию Медведеву организовать работу по контролю за постоянным обновлением школьных программ и снижению внеучебной нагрузки на детей. Портал «Инновационная образовательная сеть «Эврика»» собрал мнения экспертов о том, каких результатов стоит ожидать по данному поручению.

Одним из экспертов выступил Александр Михайлович Кондаков, генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование. Комментарий А.М. Кондакова:

Не в первый раз Президент обращает внимание на содержание образования. Года три тому назад было дано поручение разработать единое содержание школьного образования, которое так и не было выполнено.

Нынешнее поручение Президента мне представляется очень актуальным, поскольку содержание образования должно разрабатываться и обновляться в соответствии с прогнозными требования экономики и социальной сферы страны как минимум в 10—15-летней перспективе.

Сегодня разрабатываются стратегии развития России до 2024 года, до 2035 года, в которых делается акцент на развитие космоса, био- и нанотехнологий, робототехники, энергетики и пр. Эти направления требуют обновления математического и естественнонаучного образования, требует обновления и гуманитарная составляющая: формирование этики, нравственных ценностей, межкультурного диалога и пр. Надо отметить, что разработчиками ФГОС было подготовлено два документа: Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России и Фундаментальное ядро содержания общего образования, над которым в течение трех лет трудились видные ученые РАН и РАО.

Несмотря на то, что эти документы не получили официального статуса, они широко использовались при разработке документов и материалов для системы образования: концепции предметных областей, планируемые результаты освоения обучающимися учебного материала по всем уровням образования, примерные учебные планы, примерные программы по учебным предметам, программы внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации обучающихся. Эти документы легли в основу примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования (2009—2010 гг.), школьных учебников.

В настоящее время над содержанием образования работают различные группы специалистов, ассоциации учителей-предметников, которым поручена разработка концепций преподавания школьных дисциплин. При всем моем глубоком уважении к педагогам, мне непонятно, почему к этой деятельности не привлекают ученых и представителей бизнеса. Ведь отбор содержания образования — это дело профессиональное, общественное и государственное, и задача такого коллектива — разработать единую методологию, общие принципы отбора содержания образования.

Важный момент, на который обращает внимание Президент в своем поручении, — это нормативное закрепление возможности корректировки образовательных стандартов и программ, в том числе, изменение перечня школьных предметов.

Согласно ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ», образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы, т.е. содержание образования, реализуемое в образовательной организации. Проблема в том, что в процессе работы над Законом мы не смогли убедить его разработчиков, что данный тезис должен применяться только к организациям профессионального образования, и в итоге школьные учителя сегодня должны самостоятельно составлять рабочие программы, а по факту они списывают их с примерных или скачивают из Интернета. Все это приводит к разрушению единого образовательного пространства страны.

Поэтому, в первую очередь, необходимо внести изменения в ст. 28 Закона «Об образовании в РФ», поручив организацию разработки и утверждение содержания школьного образования Федеральному органу исполнительной власти, отвечающему за образование. Что касается перечня школьных предметов, то он за последние годы незначительно, но менялся за счет введения ОБЖ, ОРКСЭ, информатики. Теперь вот заговорили о необходимости изучения астрономии и финансовой грамотности, но эти курсы должны изучаться в рамках уже существующих дисциплин — физики и обществознания. В рамках проектно-исследовательской деятельности в школе можно заниматься робототехникой, программированием, ЗD-моделированием, а параллельно, формированием предпринимательских навыков, но при этом нельзя забывать о том, что главная задача школы — формирование личностных качеств человека: гражданственности, системы ценностей, умения работать в команде, навыков критического мышления, самооценки и т. д. на основе базовых знаний, умений и навыков при изучении предметных областей.

В этой связи мне не очень понятен тезис о «снижении внеучебной нагрузки на детей путем повышения их заинтересованности в образовательном процессе и использования современных технологий». Вероятно, имеется в виду, что необходимо разрабатывать и предлагать такие формы внеучебной деятельности, которые детям интересны: с использованием современных технологий, междисциплинарных, практикоориентированных, осуществляемых в совместной деятельности и сотрудничестве, в том числе, в удаленном доступе, нацеленных на технологии завтрашнего дня. В заключение хочу отметить, что я очень позитивно отношусь к этому поручению и надеюсь, что на этот раз оно будет качественно выполнено.

 

Со всеми экспертными мнениями можно ознакомиться на портале «Эврика»:

http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/26385.html 

Поделиться:


Свяжитесь с нами

Телефон
Email
ФИО
Ваша роль*:
Тема обращения*:
Сообщение:
Создано: WoodzershStudio