В Москве состоялось общественное обсуждение Профессионального стандарта педагога

20 декабря прошла Всероссийская конференция по обсуждению содержания профессионального стандарта педагога. Мероприятие состояло из докладов экспертов образования и круглых столов с участием представителей общественности: победителей конкурса «Учитель года», родителей, директоров школ, руководителей системы ИПКиПП, а также представителей бизнес-сообщества. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева направила участникам конференции приветствие, в котором подчеркнула важность системного характера оценки профессионального уровня учителей, а также призвала снизить уровень административного контроля:

Вместе с тем введение обновленного профстандарта в практику не должно стать очередным шагом к наращиванию внешнего давления и контроля. Напротив, оно должно опираться на активность и внутреннюю мотивацию учителей.

Еще до проведения конференции большой резонанс вызвала новость о введении новой системы карьерного роста в школах. Руководитель проектной группы по разработке стандарта Евгений Ямбург рассказал о новых должностях, которые планируют ввести в школе, — старший и ведущий учитель и различиях между ними.

  • УЧИТЕЛЬ. Получил педобразование, имеет представление об основных навыках педагогического ремесла.
  • СТАРШИЙ УЧИТЕЛЬ. Помимо теории, владеет педагогической практикой и, более того, готов продемонстрировать ее своим коллегам даже в классах с самым сложным контингентом — то есть быть, по словам Ямбурга, «играющим тренером» на поле образования.
  • ВЕДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ. Координирует усилия всех участников образовательного процесса, включая учителей, родителей, школьных психологов и т.п., работающих на главный результат — личный прогресс каждого ребенка. Таких должностей, по оценке Ямбурга, «не может быть слишком много: не более 4-6% учительского корпуса. Это — носители передового педагогического опыта не на словах, а на деле, и они должны обслуживать не одну, а несколько школ».

Директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский назвал четыре компетенции, которыми будут обладать учителя в соответствии с новым профессиональным стандартом:

— Если проект войдет в законодательную силу, то каждый мой коллега будет обладать знаниями в сфере возрастной психологии, это, во-первых. Второе: уметь работать с группой, где есть дети с особыми образовательными потребностями. Девиантные или наоборот, очень одаренные, ну и так далее. 
Третье: вести образовательный процесс в группе, где не все дети являются носителями русского языка. То есть взаимодействовать с детьми мигрантов. И наконец, четвертое: он должен находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Вот то новое, что есть в стандарте и чего не было в прежних должностных инструкциях, поскольку они были очень размыты.

При введении новых должностей увольнять с работы никого не будут, заверил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев. Речь идет о профессиональной подготовке и повышении квалификации. Тем не менее, аттестовывать педагогов, не соответствующих требованиям стандарта, на равных с самыми продвинутыми учителями, уже сегодня обучающими детей по индивидуальным траекториям, тоже неверно. По задумке проектной группы, это противоречие и разрешит новый профстандарт, который, по словам Евгения Ямбурга, «будет дифференциировать учителей не только по зарплатам, но и по почету, обеспечивая им вертикальный, но не административный, а профессиональный рост. Сейчас итоги профессиональной деятельности учителя оцениваются субъективно руководством школы, а почетные звания главным образом даются за долгую работу — чуть ли не перед смертью. Новый стандарт принесет в школу внедрение новых должностей!»

Александр Михайлович Кондаков, член-корреспондент РАО, д.п.н., генеральный директор МЭО, выступил на тему места профстандарта в системе образования и назвал новые задачи, появившиеся перед учителем:

  • Формирование личности и характера учащихся, упорства, настойчивости, целеустремлённости, умения управлять собственным поведением;
  • Духовно-нравственное развитие и социализация учащихся;
  • Персонализация учебного процесса;
  • Создание ситуации успешности для учащихся;
  • Реализация системно-деятельностного подхода;
  • Организация внеучебной деятельности как важной составной части формирования характера и личности учащегося;
  • Мотивация к самообразованию;
  • Психолого-педагогическая поддержка образовательного процесса;
  • Партнёрство.

Также А.М. Кондаков провел круглый стол с представителями бизнес-сообщества. Предпринимателям предложили ответить на вопросы: каким будет мир через двадцать лет, когда сегодняшний дошкольник закончит школу и выйдет в большую жизнь? какими навыками он должен обладать, чтобы преуспеть в мире через 20 лет? что определило эффективность Вашего собственного образования? каким должно быть образование в соответствии с Вашими ответами на первые три вопроса?

Участники дискуссии пришли к мнению, что бизнес, как заинтересованная в грамотных и квалифицированных специалистах часть общественности, должен принимать непосредственное участие в развитии образования.

Напомним: введение профессионального стандарта педагога запланировано на 2019 год. До этого времени проходит общественное обсуждение. Свои пожелания, комментарии и идеи, касающиеся содержания и процесса внедрения профстандарта, можно направлять в проектную группу через сайт стандартпедагога.рф.

Полная запись видеотрансляции:

Поделиться: