Роботизация VS креативное мышление: как четвертая промышленная революция влияет на образование XXI века

В начале февраля в конференц-зале Института образования Высшей школы экономики прошёл семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования». На мероприятии с докладом «Школа в эпоху четвертой промышленной революции» выступил генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование», член-корреспондент РАО, д.п.н. А.М. Кондаков.

Александр Михайлович рассказал о четвертой промышленной революции с точки зрения необходимых изменений в образовании. В будущем нас ждут две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, роботизация рутинного труда и появление «людей-кнопок», запускающих машины, которые проделывают всю работу, а с другой – новые интеллектуальные профессии, к которым сейчас чаще всего не готовят ни школа, ни среднее специальное и высшее образование, требующие креативного мышления. Кроме того, актуальным остается вопрос обеспечения равных возможностей получения образования для каждого человека. Как подготовиться к этому вызову времени? По мнению А.М. Кондакова, педагогике XXI века следует опираться на следующую методологию:

  • Учение на основе изучения явлений (природы и общества)
  • Контекстное обучение
  • Обучение через деятельность (деятельностный подход)
  • Смешанное обучение
  • Сотрудничество в обучении
  • Глубокое учение
  • Обучение по требованию
  • Программирование как один из базовых навыков вне зависимости от специализации

Подробнее с содержанием доклада и раскрытием основных понятий можно ознакомиться в презентации:


После выступления состоялась дискуссия с аудиторией. Некоторые участники семинара горячо поддержали представленную модель школы XXI века. Другие призвали «вернуться в реальность» и посмотреть, возможно ли в существующих условиях создать такую школу: при разнице регионов, школ и  главное – самих детей. Много ли школ сегодня соответствует этой модели? Обсудили вопрос Федерального государственного образовательного стандарта. Прозвучали мнения, что, хоть ФГОС не идеален, но всё равно его появление и внедрение – это шаг вперед. Была также высказана точка зрения, что для гетерогенного общества не может быть единственного ФГОС – их должно быть несколько. Обсуждение коснулось и Фундаментального ядра общего образования. Участники сошлись во мнении, что необходима конкретизация критериев и терминологии этого документа, иначе при реализации на местах они могут получить совершенно иное толкование, нежели было заложено разработчиками.

Посмотреть полную запись семинара и оставить свой комментарий по обсуждаемой проблематике вы можете на нашем YouTube-канале:

Поделиться: