Интервью Е.Л. Тележинской газете «Сергачская жизнь»

В декабре ушедшего года в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» состоялась встреча преподавателей нашего района с руководителем отдела продвижения ООО «Мобильное Электронное Образование», преподавателем Еленой ТЕЛЕЖИНСКОЙ.

Люди такого статуса довольно редкие гости у нас, в глубинке. А здесь нашим педагогам представилась уникальная возможность пообщаться с интереснейшим человеком, настоящим профессионалом, влюбленным в свое дело.

Думаю, на семинаре она поделилась не только секретами мастерства преподавания. Меня лично Елена просто покорила своим жизнелюбием, оптимизмом, задором, влюбленностью в дело, которому отдает всю себя. Я попала под ее обаяние и не смогла избежать искушения пообщаться с ней. Хотела поговорить о школе, учениках, а получилось о любви к профессии, к жизни, детям, о мудром отношении к миру. Обратите внимание, дорогие читатели, что в нашем разговоре некоторые мысли Елены я выделила особо, потому что они звучат как афоризмы, мудрость, их хочется осмыслить и принять как руководство к действию.

– Елена, для Вас важно было не просто участвовать в таком престижном конкурсе «Современный учитель 2018», но и одержать победу?

– В мою победу никто не верил, я слишком поздно приступила к этапам, многое не успела. Сначала стали смеяться над моим упорством. Потом настраивали, что в конкурсе выиграет мужчина (их 9 человек было за мной). Но однажды проректор ГБУ ДПО ЧИППРКО мне сказал одну фразу: «Я уверен, что в этом конкурсе выиграет женщина!» В мою победу верила только моя мама. Она даже купила мне мышку для левой руки, а я и не знала, что такие существуют. А если честно: очень хотела красную машину! И сейчас понимаю, что нужно очень хотеть, не мечтать, а именно «хотеть» и прислушиваться к своим желаниям. А участвовала я во многих конкурсах. Недавно прилетала к родителям в гости, зашла в свою комнату, а там сюрприз: на стенах все мои дипломы и грамоты развешены, а их более 2500! Родителям важно уметь гордиться успехами своих детей, а мы всегда дети, пока рядом наши родители. Поэтому важно было победить и посвятить победу моей семье, которая со мной рядом последние 16 лет.

– Если заглянуть в портфолио учителя, то почти в каждом можно найти некую фразу, мысль, отражающие смысл работы. А у Вас есть кредо?

– Мое кредо? Это звучит так серьезно! А я очень веселый и легкий человек. Всегда желаю учителям, которые приходят ко мне на встречи: пусть ученики с радостью бегут к нам на урок, а не убегают с урока.

– Что считаете главным во время работы на уроке?

– Главное, наверное, не мешать ученикам получать удовольствие от добычи знаний. Меня вообще мало на уроке, я очень ленивый педагог. Много готовлюсь, а во время занятий работают дети. Сейчас нужны другие формы уроков: мобильные, насыщенные, практичные, академичные и ориентированные на межпредметность. Ребята должны понимать, что знания по любому предмету могут лечь в основу их будущей профессии. Я бы даже ввела такой критерий профессиональной успешности педагога: реализация профессиональной пригодности обучающихся. Очень горжусь тем, что мои ученики сегодня – лидеры бизнеса в сферах, где присутствуют разные аспекты химии. А с другой стороны, знаете, как это приятно – слышать от девочек-домохозяек: «Спасибо, что научили на уроках химии правильный шампунь для мужа выбирать!»

– Какова роль современного учителя на уроке?

– Роль учителя всегда была и останется академической. Педагог не мозг на ножках или биологический наноробот. Это лидер учебного процесса. Я люблю наблюдать за ростом своих учеников, но он начинается с колен учителя. Нужно взять ребенка за руку и подниматься с ним вверх за знаниями. Главное – контакт! У меня много было проблемных ситуаций на уроке, когда в класс приходили «потребители информации», потому что так проще: сидеть и слушать. Но я часто бываю в ВУЗах и вижу, что там происходит: успешный студент – это тот бывший ученик, кого научили «добывать знания». Мне приходится видеть учащихся с низкой мотивацией к моему предмету, например, была ученица, которая знала, что уедет в Лондон и станет архитектором. Я смогла убедить эту девочку, что без знаний по составу современных строительных материалов ей сложно будет разбираться в своей профессии. Сегодня она архитектор и построила совершенно потрясающую гостиницу, соединив два здания шедевром из стекла, – переход в виде бензольных колец!

– Какого учителя можно считать современным?

– Любознательный, креативный, мыслящий, замотивированный… честно, нет разницы в определении современного учителя.

Педагоги – это отражение той ситуации, в которой они живут. Можно дать учителю самые современные гаджеты, но он будет только вытирать с них пыль. А можно получить учителя, способного из бумаги сделать блог, из конструктора и деревянных кубиков – робота, а из шишек – интерактивный элемент урока.

Современный учитель – это тот, кто движется на велосипеде, а не на велотренажере (идея движения одна – крутить педали, а пройденный путь и эмоции от него разные).

– Как Вы считаете, детей, живущих сейчас больше виртуальной жизнью, нужно возвращать в реальную, или это уже данность, с которой нужно смириться?

– Вопрос красивый, но очень страшный! Виртуальная жизнь, смириться… Посмотрите на мир взрослых – мы более виртуальны, чем наши дети: родительское собрание по видеоконференции посещаем, друзей больше на «Фейсбуке», чем номеров телефонов, нам проще напечатать заявление на отпуск, чем его написать. Динамика! Темп! Ритм! Вот что определяет жизнь детей. Иногда мы с вами этот темп слишком ускоряем для них. Я противница простого виртуального чада в моей квартире. Мне интересны дети, приносящие ко мне на урок идеи, факты, эмоции, взятые из виртуального мира. Тогда и урок превращается в миг, с которым спорят, который ценят, который не забывают. А деревья, дворовый футбол и стеклышки с секретиком – это мы с вами должны дать, показать, научить. Мой дом стоит во дворе, где живут интересные персоналии: папы по вечерам с мальчишками и девчонками в футбол и прятки играют (папы не в престижные фитнес-залы идут, а со своими же детьми по деревьям лазают). Мамы помогают девочкам шалаши строить, а бабушки и дедушки не ворчат на молодежь, а выносят ватман, краски и рисуют плакаты на 9 Мая или субботник устраивают. Счастливые дети потом топают домой, берут планшеты и делятся впечатлениями в «Инстаграм». Эти дети современные? Да! Они любят виртуальный мир? Да! Они умеют по деревьям лазать? Да! Умеют роботов собирать? Да! Завтра они пойдут в цифровую школу? Да! Я не вижу ничего плохого в том, что цифровое образование разделяет мир детей. В мире нужны те, кто умеет вкручивать лампочки, и те, кто живет в умном доме.

– Как, на Ваш взгляд, цифровая школа, проект которой предлагают запустить в скором будущем, улучшит образовательный процесс?

– Цифровая школа не улучшит, не ухудшит образовательный процесс. Это просто новый инструмент, она поможет детям быстрее осваивать тот материал, который мы, учителя, прописали в своем календарно-тематическом планировании. Можно научить ребенка писать, считать – это пассивное потребление знаний. Мыслить – не научить без интерактива, без меняющихся картинок, без скорости, без вариантов ответа. Например, «Мобильное Электронное Образование» (МЭО) – контент для командной работы учителя и ученика. Создание цифровой школы с этим контентом превратится для их совместной работы в инструмент увлекательного путешествия по миру знаний. Знаете, как заинтересовать цифрового ребенка процессом обучения? Спрятать от него информацию. МЭО – цифровое поле лабиринтов знаний. Дети любят открывать папочки, исследовать информацию, читать (!!!), но не более 2000 знаков (так устроен «Инстаграм»), выполнять задания с мотивационной составляющей, а не за оценку. Знаете, почему мы любим играть? Есть возможность пройти уровень второй раз и выполнить это более успешно и быстро. Так и в МЭО – выполняй тест сколько хочешь раз, оценка зависит от количества попыток.

– Какие современные технологии придут с цифровой школой, и какими компетенциями необходимо овладеть учителю в связи с этим?

– Технологии – рабочий инструмент учителя. Чем вы пользуетесь у себя на кухне, когда чистите картошку: ножом или пиллером? Вот так и жизнь в школе: кто-то сидит на стуле и за партой, а у меня на уроке дети чаще лежат или сидят в подушках. Технологии смешанного обучения пришли давно в школу. И меня коллеги часто удивляют тем, как они придумывают и обыгрывают эту технологию на своих уроках. Например, «образовательный туризм» – траектория движения по уроку в виде квеста. Все дети обожают отгадывать загадки, ребусы, выполнять что-то своими руками. Часто в классе при этом невыносимо шумная атмосфера возникает, что пугает учителей, администрацию. Но эффект от такого урока значительно выше, чем от сидения «на попе с прямой спиной». Технологии важны, но мы с идеей внедрения цифровой школы, с использованием ресурсов МЭО во главу процесса ставим учителя, который понимает психо-физические особенности учеников, и только учитель может решать, какие задания необходимо дать ученику сегодня. Уникальные инструменты рождаются каждый день, например, я хочу, чтобы мои ученики «говорили» на уроке, но я понимаю, что мне за 40 минут не услышать всех. Поэтому я использую инструмент устного ответа, встроенный в ресурс МЭО. Ровно 2 минуты идет запись ответа ученика, и микрофон перестает работать. Прикрепить ответ можно много раз. Следовательно, ученик имеет возможность повторно записать свой ответ, составить план к нему. Это то, к чему мы, как учителя, стремимся, но инструмента не имели. Сегодня это встроенный инструмент в мобильное электронное образование.

Нет универсальных инструментов, есть гибкие учителя, которые умеют экспериментировать, не боятся гнева администрации школы, а чувствуют ее поддержку. «Хулиганить» на уроке можно не только ученикам, но и учителям тоже.

– Как Вы смотрите на то, что в школах произойдет замена бумажных учебников электронными, не приведет ли это к тому, что ученики вообще отучатся от бумажного носителя. А быть может, книги – пережиток прошлого?

– Я не люблю читать книги, потому что у меня болит спина. Странный ответ? Но это правда! Книга – лишний вес в сумке, занятые руки… В самолет беру всегда живую книгу, потому что сумка удобная, а в метро возьму цифровую. Так и с учебниками. Портфель – страшная вещь для ребенка: портит осанку, нагрузка на позвоночник. Знаете, почему у детей болит голова, портится зрение, проблемы с ростом? От рюкзаков. От тяжести учебников, которые они на себе переносят, как муравьишки. Недавно в автобусе упал рюкзак у мальчика, я реально почувствовала, как автобус подпрыгнул. Цифровой формат учебного комплекса ученика – удобный, а главное, вы не услышите «а я забыл учебник или тетрадь дома». Все в «облаке», в свободном доступе. Вас разделяют только логин и пароль, их можно забыть, но у учителя есть всегда дополнительный. Как педагог же отмечу, что книга – это мертвый мир для современных детей. Например, в Мобильном Электронном Образовании законы Ньютона объясняются на видеороликах и анимациях, а в качестве домашнего задания предлагается разработать сценарий собственного видео, которое помогло бы первокласснику понять, что такое F=mg. Еще один эффект от цифровой книги – любовь к бумажной и наоборот. Люди так устроены, что им всегда не хватает того, что у них забирают. Например, мой сын попросил у бабушки-дедушки доступ к их «книгам про войну». Готовясь к ОГЭ, читая отрывки текстов, захотел узнать, а что дальше-то? Вот он вам – умелый процесс «выдавать не всю информацию».

– Что будет с живым словом на уроке, с живым общением? Дети уже сейчас не могут полноценно выражать свои мысли?

– Современный урок ориентирован на коммуникацию, общение и работу в командах. Так, например, ресурс МЭО ставит во главу урока учителя и ученика, совместная работа разворачивает урок в сторону перевернутого класса, когда ученики на занятия приходят с вопросами, а учителю остается только отработать практический материал. У современного молодого человека нет проблем с коммуникацией и «живым словом», это проблема системы образования: мы не умеем создавать ситуацию обсуждения на уроке, боимся, что кто-то будет работать, а кто-то – пассивно слушать. Забываем, что 90% информации ученики запоминают только при обучении других и немедленном применении знаний на практике. Сегодня нет инструментов для реализации этой амбициозной части урока. Только МЭО и наш открытый микрофон позволяют ребенку записать свой ответ, прослушать его, переписать и получить от учителя обратную связь. Конечно, сейчас очень сложно опросить всех детей на уроке: 2 минуты на 25 человек – 50 минут. А урок длится 45 минут. Проще уйти от этой проблемы и никого не опрашивать, но реалии современного экзамена таковы, что в 9 и 11 классах ученик должен показать знания по всем предметам. Возникает вопрос: как составить рассказ на английском языке о проблемах экологии, если нет практики ответа на уроке биологии, химии, физики и т.д. Только учитель с академическим потенциалом знаний может обозначить словарный запас по своему предмету, а учителя иностранных языков должны помочь сформировать культуру формулирования и перевода (лексическую базу). Поэтому говорить на уроке нужно, и чем больше молчит учитель, тем урок проходит эффективнее.

– Как бы ни менялась школа, соответствуя современным веяниям, главным на уроке все же остается ученик. Каким Вы его видите, что главное для Вас в нём?

– Любознательность. Умение задавать вопросы. Формирование единой картинки мира. Профориентация. Желание знакомиться со всем новым. Трудолюбие! Я отношусь к своим ученикам, как к друзьям, коллегам на уроке. Вы думаете, что только дети узнают что-то новое во время урока? Это далеко не так. Учитель учится и познает свой предмет вместе с детьми. Ребята способны так много информации принести, и это может стать причиной обсуждения, спора, конструктивного диалога.

Мы с вами все время говорим о современной школе, а тут мне хочется перенести наш с вами диалог в русло дошкольного образования. Ведь только педагоги-дошкольники закладывают многие компетенции нашим детям. Важна и роль родителя в этом вопросе. Можно просто дать планшет своему ребенку, а можно загрузить приложение «Мобильного Электронного Образования» и дать возможность родителям и детям получать целостную информацию и читать, рисовать, проходить тесты, смотреть видео по тем темам, которые необходимы как развитие полной картинки выпускника детского сада. Если мы дома будем поддерживать живой интерес к учению, а не заставлять ребенка учиться, то результат станет значительно выше. МЭО разработало полноценный ресурс для дошкольников: медиатека, глоссарий, хрестоматия, моделирование, рисование – вот что доступно сегодня не только для педагогов, но и для родителей с высокой мотивацией. Ведь только совместная работа ребенка, учителя и родителя порадует нас всех результатом.

– Елена, а что Вы любите читать, назовите любимых писателей, поэтов русских и зарубежных. Какие их мысли для Вас любимы, интересны? Может быть, записаны в Вашем блокноте, поделитесь.

– Это сложный вопрос. Я люблю читать все подряд, что мне попадается. В детстве реально читала книги под одеялом с фонариком. Например, «Войну и мир» в 10 классе я прочла за 3 дня (не пропуская описания баталий). Корректней спросить, какая книга на меня произвела впечатление за последнюю неделю. За последнюю неделю я прочла три книги: «Цветы для Элджернона» (англ. Flowers for Algernon) – научно-фантастический рассказ Дэниела Киза, «Записки на запястьях» – книга travel-блогера Влады Артемьевой, «Будь лучшей версией себя» Дэна Вальдшмидта. Первая книга написана в очень тяжелом формате. Это записки сумасшедшего человека, и вы должны настроиться на стилистику, орфографию и отсутствие логики. Вторая книга – моя гордость! Это книга моей выпускницы. Сейчас Владу читают все, и она очень популярный автор. А когда-то сидела на моих уроках и была любимой хохотушкой. Третью книгу я прочла за 6 часов, пока летела в командировку в Бурятию, я не могла оторваться, понимала, что с утра должна читать лекции и не буду понимать, кто я и где, но я читала! Вообще, в нашей семье есть такая традиция – «литературный батл»: все читают одну и ту же книгу, готовим вопросы друг дружке по ней, и кто больше набирает баллов, тот и выбирает новую книгу. Очень часто в этих батлах выигрывает моя мама. Тогда мы все читаем классику. Так мои сын и племянник влюбились в книги про Великую Отечественную войну. Кстати, в МЭО потрясающий курс литературы, и когда батл выигрываю я, мы читаем книги из ресурса МЭО.

– Вы проводили семинар в рамках реализации проекта «Мобильное Электронное Образование» для педагогов нашего города. Что пожелали учителям, детям?

– Вы знаете, первое впечатление было от тишины в аудитории. Я не понимала, почему все коллеги сидят и молча слушают. По напряженным глазам видела, что педагогов захватил наш ресурс, но тогда я не понимала, что с ними будет интересно работать. Учителя в г. Сергаче очень открытые для новых идей и для новых инструментов. Поездив по стране, поняла, что все в муниципалитете зависит от руководителей. Вашему району повезло с управленцами, которые привозят в образование все самое интересное. Сегодня это очень важно. Не бросать педагогов в пучину инноватики, а предлагать только то, что уже прошло сито цензуры, лицензионной чистоты, приемлемости и других параметров. Значит, за выбором стоит не один человек, а команда лидеров системы образования. В этом удовольствие работы. В вашем городе я встречалась с несколькими школьными командами. Хочу отметить, что сергачским детям повезло: на уроках точно никогда не будет скучно!

– Благодарю за интересную, откровенную беседу и желаю Вам творческого полета и вдохновения.

А пожелание у меня только одно: получайте удовольствие от каждого мига образования. Бегите на урок, а не с урока с улыбкой на лице и с новой идеей в голове! Это пожелание универсально как для учителей, так и для учеников!

Источник: http://moyaokruga.ru/szh-sergach/Articles.aspx?articleId=225445