Каких навыков не хватает первоклассникам при поступлении в школу?

Ваш ребенок прошел подготовительные курсы перед школой, и теперь умеет читать, писать и считать? Плохие новости – к сожалению, одни эти навыки не гарантируют полную готовность будущего первоклассника к школе.

Отдавая ребенка на курсы подготовки, многие родители считают, что читающий, пишущий буквы и считающий до сотни (а то и тысячи) ребенок будет готов успешно пройти первые годы в школе. А что еще надо?

Конечно, это прекрасно, когда первоклассник уже обладает этими навыками. Они облегчат и адаптацию первоклассника к новой форме обучения, и сэкономят время и силы учителя. Это даст возможность поддерживать стандартную программу на нормальном уровне усвоения для ученика. Но как учителю равномерно распределить внимание между теми, кто готов к школе «на все сто» и теми, кому необходимо дополнительные внимание и контроль?

По данным исследований, дети с «нормальной подготовкой» проходят уроки с легкостью, им все понятно и они активны на занятиях. Но это продолжается не дольше одной четверти: как только класс переходит к работе с текстами задач, написанием слов и предложений, дети начинают теряться.

Становится очевидно, что вся работа первой четверти уходит в никуда. Ученики просто «ехали» на уже знакомом им материале, не имели трудностей, и, значит, не развивали дальше свои умения. Таким образом, неподготовленность ребенка к школе проявляется в следующем:

• Плохо развитая мелка моторика

• Отсутствие сформированных математических представлений

• Недостаточно сформированная речь

• Недостаточность навыков коммуникации

• Плохо развитые воображение и фантазия

• Неразвитость эмоциональной и волевой сфер

• Банальное неумение играть

А вот навыки, которые просто необходимы первокласснику для успешного вступления в обучение в школе:

1. Способность слушать учителя

Данные наблюдений за учениками первых классов показали, что около 70% детей не умеют слушать учителя (мы говорим о простейших инструкциях или объяснениях задания). А это умения является одним из ключевых – устная работа с текстом, его чтение, оформление письма и даже написание буквы – все построено на нем. Это также подтверждает факт: 48% учеников не способны написать графический диктант.

2. Развитость мелкой моторики

Около 40% детей приходят в класс без умения держать ручку или карандаш. 28% первоклассников делают это неправильно, и продолжают это в течение всего времени обучения. При этом всего 12% детей обладают хорошим графическим навыком (в том числе, качества линии). Остальные же ученики рисуют неровные линии, выдающие дрожание и слабый нажим. Умение вырезать на достаточном уровне выявлено лишь у 16% первоклассников.

3. Пространственно-конструктивные нарушения

Выявлено, что примерно 90% первоклассников имеют нарушения такого рода. Отсюда возникают трудности с оформлением записей в тетрадях, размещением записей на строчках, ориентацией рисунка на альбомном листе и т.д.

4. Способность посчитать количество звуков в слове

На старте обучения 52% детей не умеют определять количество звуков в слове. К концу первого месяца учебы этот показатель снижается до 36%, но все равно сохраняется у многих детей (24%). В конце учебного года точно такой же процент детей имеют сложности в написании диктантов.

5. Понимание поставленной задачи

Этот навык непосредственно связан с умением слушать учителя. Около 60% учеников не понимают учебной задачи, не могут действовать согласно инструкции, так как не могут удержать в голове задание. При наличии пошаговой инструкции ученики не успевают, путаются, и это приводит к плохим результатам. А отличие успехов, как известно, убивает мотивацию. Дети не стремятся идти в школу, им становится неинтересно на уроках, и это приводит к стрессу.

6. Математические представления

Ученики могут легко решать незамысловатые задачки, но не способны составить математический рассказ по изображению 70% первоклассников. Около двух месяцев на уроках математики тратится на подготовку к решению задач: работа над текстом, числами, связи между ними, визуализацией. Поэтому не стоит удивляться, что первоклассники не умеют решать более сложные задачи и не понимают текст при прочтении. Первоклассники хорошо считают, приходя в школу. Но совсем не имеют представления о составе и «объеме» числа, не способны заменить его на модель.

7. Умение… играть!

Невероятно, но 20% детей не умеют включаться в игровую ситуацию на занятиях. На перемене лишь пятая часть учеников присоединяются к коллективной игре, а остальные попросту не умеют! Не зная «дворовых» игр, они не знают правил и не следуют им; обижаются, если игровой процесс идет не так, как им хотелось бы.

8. Эмпатия (сопереживание)

Сопереживать не способны 60% учеников. Они не умеют различать интонацию в голосе, настроение, эмоциональное состояние партнера или собеседника. Проявление эмпатии важно, например, при работе с текстами и на чтении литературы, чтобы понимать чувства и анализировать поведение и эмоции героя. Это позволяет увидеть причины и следствия действий в сюжете, учит сопереживать, радоваться или грустить.

9. Коммуникативные навыки

Исследования выявили, что всего 40% детей стараются избегать конфликтов со сверстниками. Больше половины готовы и дают дать сдачу обидчику. Есть и такие, кто сам провоцирует конфликты – таких детей 20%. Большая часть детей при опросе говорят, что не простят обидчика и ответят на его оскорбления.

10. Чтение

80% первоклассников поступают в школу уже умея читать. Изучение типичных ошибок при чтении выявило, что у многих детей этот навык развит неверно: дети не улавливают и искажаю смысл прочитанного, «проглатывают» слова, угадывают концовки слова интуитивно, путают буквы или испытывают трудности при чтении некоторых сочетаний букв, читают монотонно.

11. Речь

На сегодняшний день в первый класс поступают дети с различной степенью нарушения речи. При условном умении читать они обладают бедным кругозором и словарным запасом. Учениками сложно ответить на вопросы викторин по сказкам, дать название тексту, определить главную мысль. Такие дети не проявляют любознательности, не пытаются узнать значения незнакомых слов.

Источник: МЕЛ