Кондаков Александр Михайлович,
генеральный директор компании «Мобильное электронное образование»,
д.п.н., член-корреспондент РАО.Сфера научных интересов А.М. Кондакова — разработка теории и методологии образования Российской Федерации, в т.ч. в вопросах воспитания, духовно-нравственного формирования и развития личности в сетевой образовательной среде, разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Александр Михайлович внес значимый вклад в науки об образовании по научному направлению «Научные основы создания и развития воспитательных систем образовательных организаций». Под руководством и с участием А.М. Кондакова:
- Реализованы федеральные проекты:
- «Поддержка и распространение инноваций в области проектирования и развития информационно-образовательной среды в общеобразовательных организациях на основе экспертной оценки российского современного опыта» (2016-2017);
- «Экспертно-аналитическое сопровождение формирования системы инновационного общего образования на основе создания специализированных образовательных организаций для одаренных детей» (2016-2017);
- «Развитие информационно-методических механизмов сопровождения мероприятий ФЦПРО, направленных на совершенствование (модернизацию) единой информационной образовательной среды Российской Федерации» (2017-2018);
- Анализ нормативно-правовой базы и документов стратегического планирования Российской Федерации в целях разработки примерных рабочих программ воспитания (2021);
- Разработка аннотированной модели концепции воспитания и развития личности гражданина России в системе образования» (2021);
- Разработка аннотированной модели методологической концепции (методологического стандарта) реализации программ воспитания формирования и развития личности» (2021).
- Разработаны и внедрены в широкую педагогическую практику:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2008), которая послужила одним из методологических оснований создания действующих ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования (2009-2012), фундаментального ядра содержания общего образования (2009), разработки примерных основных образовательных программ всех уровней общего образования, в том числе в части программ воспитания и социализации обучающихся, Концепции развития личности гражданина России (2021), серии учебников по школьному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (2010), Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015), Примерных рабочих программ воспитания начального общего, основного общего и среднего общего образования (2021).
- Фундаментальное ядро содержания общего образования (2009), которое легло в основу целевого и организационного разделов ФГОС всех уровней общего образования, действующих в образовательных организациях Российской Федерации с 2009 г., примерных основных образовательных программ общего образования, содержания программ воспитания и социализации в основных образовательных программах образовательных организаций, содержания внеурочной деятельности, дополнительного образования детей, требований к экспертизе учебников и учебных пособий и пр.;
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего (2009), основного общего (2010) и среднего (полного) общего образования (2012);
- Федеральные государственные требования к дошкольному образованию (2010);
- Концепция развития (совершенствования) единой цифровой образовательной среды Российской Федерации (2018), основные положения которой были учтены при подготовке Федерального проекта «Цифровая образовательная среда», Национального проекта «Образование»;
- Реализована стратегическая инициатива АНО «Агентство стратегических инициатив» «Кадры будущего для регионов» (2018-2020 гг.) в 23 субъектах Российской Федерации.
- В сотрудничестве с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями реализованы региональные и муниципальные проекты:
- Концепция краевой программы «Развитие инженерного образования в Хабаровском крае» (2018 г.);
- Проект Ленинградской области «Поддержка школ со стабильно высокими образовательными результатами» (2021 г.);
- Проект Ленинградской области «Повышение качества образования в школах с высоким потенциалом роста» (2021 г.);
- Региональная инновационная программа «Совершенствование механизмов управления качеством общего образования на всех уровнях образования Ленинградской области» (2021 г.);
- Концепция безопасности детства Ленинградской области (2021 г.);
- Проект Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по адаптации цифрового контента для обучения, воспитания и личностного развития коренных и малочисленных народов севера (2021 г.);
- Проект города Перми «Сетевая модель преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках муниципального проекта «Детство равных возможностей» (2021 г.).
- Создана и внедрена в широкую педагогическую практику образовательная сетевая платформа «Мобильное Электронное Образование» (далее – МЭО) (2014 г. по н.в.), которой пользуются более 1,6 млн. обучающихся дошкольных и общеобразовательных организаций (более 8 000 детских садов и школ), более 300 тыс. педагогов 84 субъектов Российской Федерации.
Образование — это та сфера человеческой деятельности, которая в ситуации интенсивного развития информационного (сетевого) общества и цифровой экономики подвержена стремительным, зачастую, непредсказуемым изменениям. Формируется новая сетевая социокультурная образовательная среда развития личности, направленная на эффективное формирование новой сетевой социальной общности, призванной обеспечить успешность, благополучие, комфорт и безопасность каждого человека. Все это требует разработки новых подходов к организации и управлению процессами образования, воспитания, формирования и развития личности обучающегося, нацеленных на решение новых классов образовательных задач, особенно в части духовно-нравственного и личностного развития человека, формирования его социально-эмоциональной сферы.
Научные труды, исследования и разработки в этой сфере крайне востребованы в условиях развития цифровой социализации, утраты образовательными организациями монополии на воспитание, социализацию детей и молодежи, нарастающего отставания формирования и развития педагогически управляемой сетевой (цифровой) образовательной среды в образовательных организациях всех уровней образования, начиная от дошкольного и общего образования, и, завершая уровнем высшего образования, дополнительным профессиональным образованием, в том числе на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Научные исследования и разработки А.М. Кондакова, на основе которых создана и развивается образовательная сетевая платформа МЭО, способствует появлению новых видов и типов цифровых образовательных ресурсов, обеспечивающих реализацию разнообразных форм и видов образовательной деятельности, образовательных технологий, которые стимулируют не только научные исследования, но и широкое распространение инновационных образовательных практик во всех областях современного образования, в т.ч. формирование воспитывающей образовательной среды образовательных организаций.
МЭО создана как единая дидактическая, конвергентная многокомпонентная цифровая (сетевая) образовательная среда, обеспечивающая формирование и развитие личности в реализации всех видов и форм деятельности обучающихся (учебной, внеучебной, дополнительного образования, проектной и исследовательской деятельности и пр.), а также мониторинг, контроль и оценку результатов обучения в коммуникации, взаимодействии и продуктивном сотрудничестве всех участников образовательных отношений, в том числе, в решении вопросов формирования и развития личности обучающихся, их духовно-нравственного развития, формирования сетевой этики и культурны, ответственного сетевого поведения, повышения престижа образования, как одной из главных ценностей человека.
Опыт использования учебных онлайн-курсов в системе дошкольного, начального, основного и среднего общего образования в образовательных организациях субъектов Российской Федерации позволил обеспечить гибкость выстраивания воспитательного и образовательного процессов с учётом индивидуальных (персональных) потребностей и особенностей каждого обучающегося, формирование нового отношения к собственной деятельности со стороны всех участников образовательных отношений, формирования и развития личности обучающихся.
МЭО — системный продукт, включающий в себя, в том числе библиотеку учебных онлайн-курсов (их общее количество 276), реализует требования ФГОС общего образования, обеспечивает формирование и развитие у обучающихся личностных качеств, навыков и компетенций XXI века, необходимых для успешной жизни и карьеры в условиях цифровой трансформации экономики и общества, в том числе патриотизма, гражданского самосознания, правосознания, самоопределения и самореализации личности в современном конвергентном сетевом социокультурном пространстве, умение принимать решения и нести за них ответственность, а также отвечать на ситуационные вызовы.
В настоящее время результаты научных исследований и разработок А.М. Кондакова в области методологии, методов, форм и технологий организации образовательной деятельности, духовно-нравственного развития, образования и воспитания личности, в том числе в конвергентной образовательной среде, реализуются во всех образовательных организациях системы общего образования, а также в организациях дошкольного образования, СПО и дополнительного профессионального образования.
В связи с осуществлением предпринимательской деятельности, направленной на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан и общества, компания «Мобильное Электронное Образование» признана социально значимым предприятием.
Основные труды А.М. Кондакова:
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос.акад.образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова . М — : Просвещение, 2008. — 39 с. — ISBN 978-5-09-019046-6;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, УДК 37.01 ББК 74.202 Д 18. ISBN 9785090221382, Издательство «Просвещение», 2009;
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения). — Ф94 Российская академия образования, 2009, 2010, 2011 Издательство «Просвещение», 2009, 2010, 2011 ISBN 978 5 09 018580 6 УДК 37.01 ББК 74.202;
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция Базовой модели компетенций цифровой экономики. — М.: Российский ун-т дружбы народов, 2018. — 65 с.: табл.; 21 см.; ISBN 978-5-209-08910-0: 500 экз.Экономика. Экономические науки — Российская Федерация — Цифровая экономика 2018. — 68 с.;
- Концепция совершенствования (модернизации) единой информационной образовательной среды, обеспечивающей реализацию национальных стратегий развития Российской Федерации /А.М. Кондаков, А.А. Вавилова. С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, В.П. Дронов, М.Л. Кондакова, С.В. Монахов, Б.М. Позднеев, Л.В. Шмелькова, Л.Н. Феденко // Педагогика. — 2018. — №4 . — С 98-125 ISSN:0869-561X;
- Кучма В.Р., Степанова М.И., Поленова М.А., Григорьев О.А., Капцов В.А., Кондаков А.М. О программе многоцентровых исследований по обеспечению безопасных для здоровья детей цифровых образовательных технологий // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. — 2019. — №2 — С. 4-14. ISSN: 2305-3895еISSN: 2307-2989;
- Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: монография /В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Е.Ю. Есенина, П.Н. Биленко, М.В. Дулинов, А.М. Кондаков: под науч. ред. В.И. Блинова. — Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. — 112 с. — ISBN: 978-5-85006-240-8;
- Кондаков А.М., Сергеев И.С. Базовые ценности российской цивилизации и их трансформация на этапе перехода к цифровому обществу // Педагогика. — 2020. — № 6. — С. 5-23. ISSN:0869-561X;
- Кондаков А.М., Сергеев И.С. Концепция развития личности гражданина России, 65 стр., ISBN: 978-5-907419-74-2, 2021 г.;
- Кондаков А. М., Сергеев И.С. Методология проектирования общего образования в контексте цифровой трансформации // Педагогика. — 2021. — № 1. — C. 5-24;
- А. М. Кондаков, А. А. Трифонов. Современные подходы к проектированию рабочей программы воспитания образовательной организации, реализующей программу начального общего образования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Электрон. текст. дан. (1,5 Мб). — Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. — 1 электрон. опт. диск (CD-R). — Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 1,5 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. – Загл.с экрана. DOI: 10.52376/978-5-907541-25-2 ISBN 978-5-907541-25-2;
- А. М. Кондаков, А. А. Трифонов.Современные подходы к проектированию рабочей программы воспитания образовательной организации, реализующей программу основного общего образования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Электрон. текст. дан. (1,0 Мб). — Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. — 1 электрон. опт. диск (CD-R). — Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 1,0 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. — Загл. с экрана. DOI: 10.52376/978-5-907541-26-9 ISBN 978-5-907541-26-9;
- А. М. Кондаков, А. А. Трифонов. Современные подходы к проектированию рабочей программы воспитания образовательной организации, реализующей программу среднего общего образования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие /Электрон. текст. дан. (1,0 Мб). — Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. — 1 электрон. опт. диск (CD-R). — Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 1,0 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. — Загл. с экрана. DOI: 10.52376/978-5-907541-27-6 ISBN 978-5-907541-27-6крана. DOI: 10.52376/978-5-907541-26-9 ISBN 978-5-907541-26-9;
А.М. Кондаков — Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования, Премии Правительства Российской Федерации в области образования, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
А.М. Кондаков потомственный педагог, работал учителем географии и английского языка в школе № 29 г. Москвы.
Вышесказанное свидетельствует, что А.М. Кондаков является крупным специалистом в области теории и методологии воспитания и обучения, создания и широкомасштабного внедрения инновационных практик в образовании, автором трудов первостепенного научного значения, обогативших отечественную педагогическую науку.