Новый год как повод для разговора о важном
Новогодний период — это время чудес, волшебства и, самое главное, момент, когда взрослые могут наполнить сердца детей особым светом и теплотой. Практически идеальное время для проведения занятий, нацеленных на развитие навыков коммуникации, дружбы и поддержки — всего, что мы на самом деле вкладываем в довольно широкое понятие «эмпатия». Эксперт федерального Центра толерантности Ольга Давыдова привела примеры волшебных занятий, которые пробудят в детях дружескую теплоту, внимание к окружающим и научат по-настоящему добрым вещам.
Во-первых, перед Новым годом традиционно уделяется больше внимания семейным ценностям, дружбе и общению. В этот период у детей повышается чувствительность и открытость к новым идеям. Эти уроки становятся особенно значимыми и запоминающимися, когда проводятся в контексте весёлых и творческих занятий, которые приурочены к празднованию Нового года.
Во-вторых, праздничная атмосфера, которая царит в школе и дома, способствует формированию более тесных и тёплых отношений между детьми. Новый год ассоциируется с чудесами и добрыми поступками, поэтому дети более склонны к проявлению дружелюбия, сочувствия и взаимопомощи.
Новогодний период — это время, когда мы можем научить детей ценить не только подарки, но и радость от их дарения, а также от выражения благодарности и уважения к другим. Это возможность для организации образовательных активностей, которые могут объединить учеников, научить их ценить каждого своего одноклассника и работать сообща.
Идея № 1. Письмо Деду Морозу
«Письмо Деду Морозу» в нашем занятии — это не просто письмо с перечнем желаний и подарков. Это возможность для детей выразить благодарность и оставить добрые слова своим одноклассникам. В процессе занятия каждый ребенок получает задание написать письмо Деду Морозу, но с одним важным условием: вместо своих желаний они должны написать пожелания для своих друзей. Такое упражнение помогает детям сосредоточиться на позитивных качествах других и развивать эмпатию, сочувствие и постепенно уходить от привычной для детей младшего возраста эгоцентричной картины мира.
После завершения работы можно организовать «почтовый ящик Деда Мороза» в классе, куда дети смогут складывать свои письма. По желанию педагога тексты могут быть прочитаны вслух на классном часе или во время новогоднего утренника, чтобы все могли услышать добрые слова в свой адрес. В этом случае важно, чтобы каждый ребёнок услышал о себе что-то хорошее — проведите ревизию упоминаний заранее. Это создаст атмосферу тепла, взаимоуважения и позитива в классе.
Такая активность помогает детям учиться выражать свои чувства и благодарность, развивает умение видеть и ценить хорошее в других. Кроме того, это укрепляет дружеские отношения в классе и создаёт ощущение взаимоподдержки.
Идея № 2. Сказка о синем дракончике
Это доброе предновогоднее упражнение предназначено для развития творческих и коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. Ребятам предлагается послушать сказку о добром синем дракончике и затем самостоятельно придумать продолжение истории, в котором дракончик помогает кому-то или решает проблему с помощью своего таланта дружить.
Начало сказки
Жил-был дракончик. Его чешуя была необычного синего цвета, а глаза светились, как две яркие звезды. Он жил в глубоком лесу и был очень добрым. Дракончик любил помогать всем обитателям леса: он поливал цветы в засушливые летние дни, помогал маленьким птичкам строить гнезда и делился своими запасами еды с теми, кто был голоден, когда наступили морозы.
Однажды, прогуливаясь по лесу, дракончик нашёл странный предмет! Это был небольшой золотой ключик, который сверкал на солнце. «К чему подходит этот ключик?» — задумался дракончик. Он решил найти замо́к, который открывается ключиком, и отправился в путешествие по лесу.
Задание
- Обсудите с ребятами, какие поступки мог совершить добрый дракончик, пока искал замо́к? Кого он мог встретить? Кому помочь?
- Разделите детей на маленькие группы или попросите поработать индивидуально.
- Дайте им время на обдумывание своей идеи.
- Попросите каждого рассказать или представить своё продолжение истории.
Варианты продолжения
Вы можете зачитать три варианта продолжения сказки классу, если идеи находятся с трудом, есть ограничение по времени или нужна порция вдохновения. Каждый из них можно обсудить отдельно!
Вариант 1: Загадочная пещера
Пока дракончик искал замо́к для своего золотого ключика, он наткнулся на тёмную пещеру. В пещере он встретил маленького зайчика, который боялся темноты и не мог выбраться наружу. Дракончик с помощью своего яркого хвоста осветил пещеру и помог зайчику найти выход. Пока они с зайчиком выбирались наружу, нашёлся и сундучок! Около одной из стен пещеры стоял сундук, в котором лежало множество семян. Дракончик и зайчик решили раздать семена всем жителям леса, чтобы весной каждый мог посадить свой цветок.
Вариант 2: Потерянный медвежонок
Продолжая своё путешествие, дракончик услышал плач. Он нашёл маленького медвежонка, который заблудился и потерял свою маму. Медвежонок знал, что она на севере. Но, увы, не знал, где север! Дракончик решил помочь медвежонку и использовал свой золотой ключик как компас, который указывал направление. С его помощью они смогли найти маму медвежонка. Мама-медведица была ему так благодарна, что подарила дракончику волшебный камень, который мог исполнить одно желание. Знаете, что загадал дракончик? Чтобы в волшебном лесу больше никто не терялся!
Вариант 3: Птица-певунья
Дракончик встретил птицу-певунью, которая потеряла свою способность петь. Из-за этого ей было очень грустно, так как песни приносили радость всем обитателям леса. Дракончик использовал ключик, чтобы открыть маленький сундучок под деревом рядом с птицей. В сундучке оказался эликсир, который вернул птичке её чудесный голос. Благодарная птица подарила дракончику перо, которое помогло ему написать самые красивые истории. А ведь дракончик всегда мечтал быть писателем!
Идея № 3. Новогоднее дерево добрых слов
Это творческое и вдохновляющее упражнение, которое укрепляет дружеские отношения в классе и позволяет детям осознать силу добрых слов и позитивного общения.
Задание
- Подготовьте большую бумажную или картонную ель (или настоящую маленькую ёлку), которую можно украсить. Если уже стоит искусственная или живая, можно использовать её.
- Каждому ребёнку выдаются разноцветные бумажные украшения (звездочки, шары, снежинки и т. д.), на которых можно написать добрые слова или пожелания своим одноклассникам, учителям, родителям, друзьям. Можно указывать имя адресата, а можно и нет.
- Дети пишут на украшениях сообщения. Всё то доброе, что им бы хотелось сказать друг другу и окружающим («Твои рисунки просто волшебные!» «Спасибо, что помог мне!» «Ты настоящий друг!» «Спасибо Ирине Николаевне за пирожки в столовой» «Катя делится фломастерами, спасибо!» «Твои шутки делают школу классным местом!» «Люблю свою подругу Женю!»). Варианты могут быть любыми, главное — добрыми.
- Дети вешают свои украшения на ёлку, создавая «Новогоднее дерево добрых слов».
- После того как ёлка будет полностью украшена, класс может собраться вокруг неё, чтобы обсудить, как добрые слова и поступки могут изменить атмосферу в классе и в жизни каждого человека. Приятно ли слышать такие слова? Можем ли мы говорить их друг другу чаще? Попробуем ли в следующем году говорить хорошее вслух?
Это упражнение не только создаёт праздничное настроение, но и способствует формированию позитивного климата в классе. Дети учатся выражать благодарность и уважение друг к другу, видеть и ценить положительные качества своих сверстников.