Интерактивная игра «Говорим о весне»
Автор: Ковязина Светлана Евгеньевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 390» г. Перми
Ссылка на игру: https://clck.ru/3B4vsP
Описание
Познавательная игра для детей 5–6 лет «Говорим о весне» включает пять мини-игр:
«Полянки весенних цветов»
«Посчитай лесных животных – один-два-пять»
«Назови ласково»
«Семья животных весной»
«Один-одна-одно-одни»
«Полянки весенних цветов»
«Посчитай лесных животных – один-два-пять»
«Назови ласково»
«Семья животных весной»
«Один-одна-одно-одни»
Персонаж игры – фея Динь – знакомит ребят с признаками весны, лесными животными, весенними цветами, предлагает выполнить задания, поздравляет с выбором правильного ответа.
Игра подходит для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста, может использоваться на логопедических занятиях, занятиях с психологом. Она позволяет разнообразить занятие средствами ИКТ и в игровой форме закрепить полученные знания.
Цели и задачи
Цель игры: формирование у детей представлений о лексико-грамматических категориях.
Коррекционно-образовательные задачи:
– формирование навыка образовывать существительные родительного падежа множественного числа;
– формирование навыка согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять»;
– формирование навыка образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
– закрепление знаний детей о диких животных и их детёнышах;
– формирование навыка образовывать существительные в форме именительного падежа множественного числа.
– формирование навыка образовывать существительные родительного падежа множественного числа;
– формирование навыка согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять»;
– формирование навыка образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
– закрепление знаний детей о диких животных и их детёнышах;
– формирование навыка образовывать существительные в форме именительного падежа множественного числа.
Коррекционно-развивающие задачи:
– расширение знаний о весенних месяцах;
– развитие речевых навыков, пополнение словарного запаса;
– развитие логики, умения наблюдать.
– расширение знаний о весенних месяцах;
– развитие речевых навыков, пополнение словарного запаса;
– развитие логики, умения наблюдать.
Коррекционно-воспитательные задачи:
– формирование бережного отношения к природе.
– формирование бережного отношения к природе.
Методические рекомендации
Во время игры педагог даёт пояснения к слайдам и следит за корректностью называния предметов и явлений детьми.
Вступление
Цель: закрепление знаний названий весенних месяцев.
Педагог: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришёл на занятие! Это феечка Динь! Давайте с ней поздороваемся и начнём наше весеннее путешествие. Для начала феечка Динь просит вас назвать весенние месяцы.
Полянки весенних цветов
Цель: формирование навыка образовывать существительные родительного падежа множественного числа.
Необходимо помочь фее Динь определить, какие цветы / полянки каких цветов ей встретились во время прогулки по весеннему лесу.
Дети составляют и произносят предложения с названиями цветов, чётко выделяя последний слог существительных в форме родительного падежа множественного числа: «Феечке Динь встретились полянки тюльпанов, … подснежников, …крокусов, …нарциссов, …ландышей, …одуванчиков, …фиалок, …незабудок».
Важно, чтобы ребята научились верно соотносить формы существительных в именительном и родительном падежах множественного числа. Например: встретила тюльпаны – полянка тюльпанов и т. д.
Посчитай лесных животных – один-два-пять
Цель: формирование навыка согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Предлагается сосчитать диких животных на картинке и соотнести их количество с цифрами 1, 2, 5.
Необходимо следить, чтобы дети чётко произносили окончания слов.
Например:
Один медведь – три медведя – пять медведей.
Один волк – три волка – пять волков.
Одна белка – три белки – пять белоки т. д.
Необходимо следить, чтобы дети чётко произносили окончания слов.
Например:
Один медведь – три медведя – пять медведей.
Один волк – три волка – пять волков.
Одна белка – три белки – пять белоки т. д.
Назови ласково
Цель: формирование навыка образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Педагог: Ребята, вспомните и назовите признаки весны! ...
А сейчас:
Ты, дружочек, не зевай,
Да словечко приласкай!
А сейчас:
Ты, дружочек, не зевай,
Да словечко приласкай!
Задача – рассмотреть картинку и ласково назвать представленный на ней объект. Например: солнце – солнышко, лист – листик и т. д.
Семья животных весной
Педагог: Ребята, весной у диких животных появляются детёныши. Давайте их найдём и назовём. (Дети соотносят изображения животных и их детёнышей.)
Вариант игры
– Как зовут детёнышей ежа? ... А если он один?
– У ежа – ежата (ежонок).
– Значит, ёж с кем?
– Ёж с ежатами (ежонком).
– Как зовут детёнышей ежа? ... А если он один?
– У ежа – ежата (ежонок).
– Значит, ёж с кем?
– Ёж с ежатами (ежонком).
Вариант игры
У медведицы – … (медвежонок, медвежата).
У лисицы – … (лисёнок, лисята).
У зайчихи – … (зайчонок, зайчата).
У ежихи – … (ежонок, ежата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У белки – … (бельчонок, бельчата).
У медведицы – … (медвежонок, медвежата).
У лисицы – … (лисёнок, лисята).
У зайчихи – … (зайчонок, зайчата).
У ежихи – … (ежонок, ежата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У белки – … (бельчонок, бельчата).
Вариант игры
Папа – медведь, мама – … (медведица), детёныш – … (медвежонок).
Папа – волк, мама – … (волчица), детёныш – … (волчонок).
Папа – ёж, мама – … (ежиха), детёныш – … (ежонок).
Папа – заяц, мама – … (зайчиха), детёныш – … (зайчонок).
Папа – лис, мама – … (лисица), детёныш – … (лисёнок).
Папа – медведь, мама – … (медведица), детёныш – … (медвежонок).
Папа – волк, мама – … (волчица), детёныш – … (волчонок).
Папа – ёж, мама – … (ежиха), детёныш – … (ежонок).
Папа – заяц, мама – … (зайчиха), детёныш – … (зайчонок).
Папа – лис, мама – … (лисица), детёныш – … (лисёнок).
Один-одна-одно-одни
Цель: формирование навыка образовывать существительные в форме именительного падежа множественного числа.
Педагог называет объект, представленный на левой картинке, и кликает по нему. Справа появляется картинка, на которой изображено несколько таких объектов. Дети должны верно образовать форму множественного числа существительного и чётко произнести окончание. Например: проталина – проталины, ручей – ручьи, гнездо – гнезда и т. д.