СТАТЬИ

Голову не забыл. Навыки эффективного общения для учителей

Общее образование и СПО Профессии
Общение в школе имеет ключевое значение. И дело не только в успешности, а в создании среды, где развиваться комфортно и безопасно. Тяжело представить себе учителя, который вдохновляет и поддерживает детей, а только что в учительской выслушал «просто мнение» о своём семейном положении, стиле преподавания или одежды. Точно так же непросто представить учеников, которые с благодарностью и интересом слушают материал, две минуты назад покорно приняв титул «самого ужасного класса за всю историю работы!».
Умение доносить свои мысли до самой разной аудитории и одновременно с этим слушать и слышать реакцию аудитории — пожалуй, один из ключевых навыков любого преподавателя. Вместе с экспертами Центра толерантности Еврейского музея мы ответим на вопрос: как же общаться так, чтобы хотелось делать это снова?

Выйди и зайди нормально. Почему важно общаться эффективно?

Педагоги выигрывают от развитых навыков коммуникации сразу в трёх областях: общаясь с учениками, с родителями и с коллегами. Если «хромает» одна из сторон, ухудшаются не только учебные результаты, но и жизненные показатели — приближается выгорание. Чтобы позаботиться об успехе учеников, нужно позаботиться о собственном здоровье.

Общение с учениками

Информацию нужно не только чётко и понятно изложить, но и представить таким образом, чтобы внимание удерживалось, а жизненные проблемы и вопросы обучающихся получали обратную связь.
Педагог постоянно адаптирует контент для различных стилей обучения; мотивирует, строит поддерживающие отношения, используя и поощрение, и эмпатию; а также создаёт в классе безопасную и открытую учебную среду. Всё это без хороших коммуникативных навыков невозможно.
Вы можете прекрасно объяснять русский язык, но если дискуссия на последних партах переходит в драку, а тройки для учеников становятся поводом к травле, результат нельзя назвать хорошим.
Чем лучше ваши коммуникативные навыки, тем эффективнее вы сможете выполнять свои рабочие задачи. Вместе с этим ваши ученики тоже добьются большего академического прогресса. Исследования показали, что успех обучающихся напрямую связан с интерактивной и увлекательной учебной средой, созданной способными учителями. Кроме того, то, как вы общаетесь со своими учениками, может положительно повлиять на их восприятие школы, самих себя и и своих талантов, а также их мотивацию к успеху.
Ситуация работает в обе стороны: неразвитые коммуникативные навыки приводят к снижению безопасности, падению самооценки, ухудшению понимания и снижению как мотивации, так и академической успеваемости. Для детей это может иметь последствия на всю жизнь.

Общение с родителями

Общаться с родителями иногда может быть столь же непросто, сколь и с детьми. Сложности — это нормально, потому что любое эмоциональное вовлечение родителей в образовательный процесс лучше, чем полное равнодушие и передача ответственности за детей в руки школы.
Эффективная коммуникация с родителями принципиально важна, так как часто приходится обсуждать деликатные темы: поведение, сложности с обучением, сильные и слабые стороны ребёнка. Всё это необходимо донести до родителя, при этом не оставив его в позиции «защищающегося» или смущённого «виновника». Ясность и тактичность должны сохранять свои пропорции.
И опять же, ситуация работает в обе стороны. Неэффективный диалог чреват не только личным не самым позитивным отношением родителя к вам и к школе, но и непониманием образовательных потребностей ребёнка. Неинформированный или некорректно воспринимающий образовательный процесс родитель не может быть полноценным союзником школы.

Общение с коллегами

— Вы постоянно говорите об эффективном общении. И как же изменить качество диалога?
— Вы удивитесь, но критерии есть.
Эффективное общение не всегда означает «хорошее» в том плане, что участники разошлись счастливыми и спокойными. Эффективный диалог побуждает к действию, затрагивает интересы, но при этом всегда остаётся уважительным и открытым.
Представим ситуацию:
вы поговорили с учеником о его поведении, школьник стоял и вежливо слушал, потупив взор, иногда кивая в ответ на риторические вопросы «стыдно ли тебе?», «понимаешь ли ты?». Вы сделали вывод, что вас слушали. Ребенок же закрылся в себе и, чтобы преодолеть дискомфорт, не слушал вовсе. Диалог был, результата не было.
Представим ещё одну ситуацию:
вы обсуждали новый межпредметный проект с коллегой, дали ей несколько советов из позиции более опытного педагога. Советы были дельными, ваши слова убедительными, но вот коллега почему-то краснела, не дослушала, а в итоге вовсе вышла из учительской. В ваших, безусловно, благих намерениях она услышала попытку контролировать её, критику её педагогического стиля и подтверждение собственного внутреннего страха. Диалог был, результата не было.
Так как же понять, что диалог был эффективным?
Мы выделили 6 критериев:
  • Каждому участнику было эмоционально комфортно, он ощущал себя в безопасности (нет угрозы авторитету, мнению и позиции).
  • Каждый участник смог сказать то, что хотел (вы сказали о том, какого поведения ждёте, ученик — почему он ведёт себя так, как ведёт).
  • Каждый участник услышал то, что хотела сказать вторая сторона.
  • Каждый участник получил подтверждение, что его поняли правильно + что он сам понял всё правильно (эмоции и слова валидированы, нет сомнений и подтекстов).
  • Каждый участник знает, чего от него ждут.
  • Каждый участник может составить план действий.
Не каждый разговор можно назвать эффективным, если опираться на эти критерии. «Долго», «трудозатратно» — можете сказать вы. Можно согласиться. Но на самом деле долго и трудозатратно — проговаривать одно и то же несколько раз, переделывать работу, тратить эмоциональные ресурсы на внутренние противоречия.
Ниже мы выделили 6 стратегий эффективного общения, которые будут применимы к любому коллективу.

1. Открытая и безопасная среда

Безопасность — это базовое чувство, необходимое нам для ведения любой деятельности. Если вам некомфортно в школе, вы не хотите идти на работу. Если ученику страшно перед доской, он не хочет отвечать. Если родителю боязно за свой авторитет, он не захочет обсуждать поведение ребёнка.
Психологически безопасная среда — это такая среда, где задавать вопросы не страшно, потому что никто не накажет вас за незнание ответов. В такой среде можно спокойно проявлять себя, потому что негативные установки не помешают. Исследования в крупных бизнес-компаниях доказали, что в такой среде креативность и диалог приводят к увеличению финансового успеха, потому что сотрудники не боятся предлагать полезные решения, ведь их выслушают, их слова что-то решают.
Создание в школе такой атмосферы — это задача администрации. Тем не менее вы тоже можете приложить свои усилия. Например, подавая пример качественной обратной связи (вместо критики), через «я—высказывания» (вместо обвинений второй стороны), через отказ от сплетен и использования стереотипов.
В классе у вас ещё больше влияния. Когда ученики чувствуют поддержку, им легче выражать свои мысли и идеи, решать задачи и спрашивать, когда им нужна помощь. Более высокий уровень вовлечённости и участия приводит к лучшему развитию и большим достижениям.
Благоприятная учебная среда строится на общении и эмпатии.
Вы знаете своих учеников и их особенности, вы показываете, что они в безопасности, что не допустите осуждения или унижения. Хочется напомнить, что травля в классе — это никогда не проблема двух детей, это всегда «болезнь коллектива», допускающего травлю.
Будьте открыты к диалогу: пусть ученики знают, что они могут подойти к вам и обсудить любые учебные (а иногда и не только) проблемы, проявляйте сочувствие и без покровительственного тона обсуждайте их идеи.
Хорошей стратегией для формирования безопасной среды будет также использование разных форматов обучения. Кому-то из школьников некомфортно выступать перед классом, кто-то предпочитает визуальное оформление, одни дети отлично слушают и пишут, другие — дискутируют. В открытой среде каждый ученик может найти способ себя выразить.
2. Язык тела
Наше общение состоит не только из вербальных сигналов, но и невербальных. Мы не показываем этого, но на уровне подсознания считываем неуверенность в движениях, нервозность в жестах и закрытость в артикуляции.
Например, зрительный контакт с детьми во время разговора показывает, что вы внимательны и готовы слушать. Зрительный контакт также важен, когда вы выступаете перед всем классом — это увеличивает вовлеченность. Чтение по учебнику или с доски, к сожалению, не позволяет быть с классом на одной волне.
Также во время разговора можно использовать жесты, подчеркивающие и усиливающие слова. Это повышает интерактивность урока, делая его визуально более интересным и, следовательно, более запоминающимся. Держите руки открытыми — не скрещивайте их. И не стесняйтесь улыбаться и использовать кивки или большие пальцы, чтобы подбодрить детей или выразить согласие с собеседником. А передвижение по классу во время урока может помочь устранить барьер между вами и вашими учениками и даёт им меньше возможностей отвлечься.
Чтобы избежать конфронтации, убедитесь, что вы не нависаете над собеседником и не вторгаетесь в его личное пространство. Держите комфортную дистанцию, присаживайтесь рядом, поворачивайте корпус полностью.
В случае конфликта с ребёнком эффективнее будет спуститься на его уровень и спокойно поговорить (демонстрируя сотрудничество) вместо того, чтобы встать над партой (демонстрируя авторитет и силу). Помните, что поведение учеников также является формой общения. Так о чем вам и о вас говорит вызывающее поведение?
3. Командная работа
Работа в команде и групповые обсуждения способствуют созданию более комфортной атмосферы в классе. Работая в малых группах, обучающиеся могут легче делиться своими идеями и улучшать свои коммуникативные навыки. Эти мероприятия также дают им хорошую возможность задать вам вопросы и получить отзывы о своей работе, при этом чувствуя себя безопасно.
Работа в команде с родителями и коллегами также возможна. Какими бы ни были разногласия, вас объединяет общая цель — помочь детям раскрыть свой потенциал. Каждый раз, когда будут возникать конфликты, вполне уместно напомнить об этом и себе, и собеседнику.
4. Активное слушание
Почти 70% недопонимания возникает не из-за разницы позиций или личной неприязни, а потому что мы не смогли услышать, что нам говорят.
Умение слушать в классе решает сразу две задачи. Во-первых, вы становитесь примером для учеников, которые улучшают свои собственные навыки и внимательнее относятся к вашим словам и словам одноклассников. Во-вторых, вы сами получаете обратную связь, которая позволяет улучшить образовательный процесс.
Активное слушание включает в себя выражение эмпатии при слушании, валадиацию того, что вы поняли (повторение и согласование), а также работу, основанную на полученной информации. Последний пункт зачастую исключают из плана действий, а зря: если человек видит, что своё мнение он выразил, но это ни к чему не привело, в следующий раз он не станет делиться с вами информацией. «Зачем? Ведь я ничего не решаю».
5. Обратная связь
Чуть ли не самая главная часть эффективного диалога, которая закрывает сразу два критерия:
  • проверить, правильно ли вас услышали;
  • сформировать представление, чего от вас ждут и что делать дальше.
Положительная обратная связь (т. е. похвала) увеличивает уверенность собеседников, мотивирует их, позволяет верить, что они могут добиться успеха, а также помогает создать ту самую безопасную среду и повысить успеваемость.
Вы также можете использовать положительную обратную связь, чтобы изменить поведение обучающихся. Например, похвала ученика за то, что он поднял руку, может привести к тому, что ученики вокруг него перестанут кричать с места и перенимут требуемое поведение, чтобы тоже получить похвалу.
Если использовать похвалу незаслуженно или слишком часто, её значение нивелируется. Фразы «хорошая работа» или «умничка» могут не мотивировать учеников в старшем возрасте, потому что они не понимают, за что конкретно их хвалят. Если же хватить слишком часто, ученики могут полностью потерять интерес к ситуациям, когда их не хвалят. Выход: давать конкретную и заслуженную обратную связь, то есть использовать имя человека, указывать на его достижение (не только результат, но и процесс) и выражаться искренне.
Отрицательная обратная связь — сложное явление. С одной стороны, мы должны показать ребёнку, что его работу всегда будут оценивать. Учитель должен быть объективным. С другой стороны, сочетать эмпатичность и объективность непросто. Грань между критикой и обратной связью проходит по двум установкам:
  • это относится к работе, а не к личности;
  • это реально исправить в короткие и средние сроки.
Негативная обратная связь чаще приводит к конфликтам и даже к падению успеваемости. Эти два недостатка усугубляются фактором, что такая связь не всегда бывает успешной — обучающиеся склонны продолжать линию поведения примерно в 20% случаев. Также к последствиям можно добавить снижение самооценки, что напрямую влияет на мотивацию и учебные результаты.
Так что лучше использовать положительную обратную связь, а в тех случаях, когда необходимо указать на недочёты, прибегать к технике ненасильственного общения. То есть:
  • чётко сообщать о том, что НАДО делать, вместо указания, что НЕ надо;
  • говорить о своих потребностях, а не о чужих.
Примеры:
  • Ты мог бы, пожалуйста, говорить громче, чтобы я смогла тебя услышать? (Прекрати шептать!)
  • Настя, мне бы хотелось, чтобы ты писала в тетради аккуратнее. Так я смогу прочитать все те замечательные мысли, что ты хотела мне передать. (Грязно, Настя, надо лучше.)
  • Саша, ты не мог бы слезть с подоконника и затем сесть на свое место? Мне нужна безопасность для всех нас, а ещё я хочу, чтобы ты смог услышать мои слова. (Не залезай на подоконник!)
  • Ольга Александровна, вы бы могли обсуждать со мной только мою профессиональную деятельность? Мне бы хотелось сконцентрироваться на своей работе педагога, а не на внешности. (Прекратите обсуждать мой внешний вид!)
6. Чувство юмора
Использование юмора в классе способствует обучению, самомотивации и созданию безопасной и открытой среды.
Шутка не должна ставить в неловкое положение и говорить о ком-то в третьем лице («Саша опоздал, наверное, у него снова трамвай не пришёл? »), быть тревожной («Посмотрим-ка поближе на историю развития Холодной войны. Кто знает, может, и нас ждёт Третья мировая? Иванов, у тебя есть противогаз?»), а также использовать стереотипы («Катя никому не даёт списывать просто так. Катя, у тебя не было евреев в роду?»)
Разница между травлей и шуткой на самом деле очень проста:
  • Если смеются абсолютно все — это шутка.
  • Если смеются над кем-то — это травля.
Пробуйте. По искреннему и общему смеху вы поймёте, какой формат юмора получает в конкретном классе (или диалоге) положительный отклик.

Звонок для учителя. Краткие итоги статьи

Эффективное общение возможно с любым собеседником, заинтересованным в общении, вне зависимости от его статуса. Ключевые показатели эффективности: все участники смогли высказаться, все получили подтверждение, что их услышали, все готовы действовать.
Для этого, чтобы диалог получился эффективным, необходимы несколько факторов:
1. Среда, в которой безопасно высказывать свое мнение без страха быть осуждённым и униженным за незнание.
2. Речь и язык тела, которые показывают отношения «равный — равному» и доверие к собеседнику.
3. Умение слушать и эмпатия, которые позволяют сформировать всю картину целиком и быть объективными и вместе с тем тактичными.
4. Грамотная и позитивная обратная связь, которая указывает на конкретные достижения и демонстрирует точки роста для будущей работы.
5. Готовность использовать полученную в диалоге информацию для дальнейших действий и реальных изменений. Принцип «Не спрашивай, не интересуясь, и не собирай идеи, не планируя претворять их в жизнь».