Новогодний период — это время чудес, волшебства и, самое главное, момент, когда взрослые могут наполнить сердца детей особым светом и теплотой. Практически идеальное время для проведения занятий, нацеленных на развитие навыков коммуникации, дружбы и поддержки — всего, что мы на самом деле вкладываем в довольно широкое понятие «эмпатия». Эксперт федерального Центра толерантности Ольга Давыдова привела примеры волшебных занятий, которые пробудят в детях дружескую теплоту, внимание к окружающим и научат по-настоящему добрым вещам.
Во-первых, перед Новым годом традиционно уделяется больше внимания семейным ценностям, дружбе и общению. В этот период у детей повышается чувствительность и открытость к новым идеям. Эти уроки становятся особенно значимыми и запоминающимися, когда проводятся в контексте весёлых и творческих занятий, которые приурочены к празднованию Нового года.
Во-вторых, праздничная атмосфера, которая царит в школе и дома, способствует формированию более тесных и тёплых отношений между детьми. Новый год ассоциируется с чудесами и добрыми поступками, поэтому дети более склонны к проявлению дружелюбия, сочувствия и взаимопомощи.
Новогодний период — это время, когда мы можем научить детей ценить не только подарки, но и радость от их дарения, а также от выражения благодарности и уважения к другим. Это возможность для организации образовательных активностей, которые могут объединить учеников, научить их ценить каждого своего одноклассника и работать сообща.
Идея № 1. Письмо Деду Морозу
«Письмо Деду Морозу» в нашем занятии — это не просто письмо с перечнем желаний и подарков. Это возможность для детей выразить благодарность и оставить добрые слова своим одноклассникам. В процессе занятия каждый ребенок получает задание написать письмо Деду Морозу, но с одним важным условием: вместо своих желаний они должны написать пожелания для своих друзей. Такое упражнение помогает детям сосредоточиться на позитивных качествах других и развивать эмпатию, сочувствие и постепенно уходить от привычной для детей младшего возраста эгоцентричной картины мира.
После завершения работы можно организовать «почтовый ящик Деда Мороза» в классе, куда дети смогут складывать свои письма. По желанию педагога тексты могут быть прочитаны вслух на классном часе или во время новогоднего утренника, чтобы все могли услышать добрые слова в свой адрес. В этом случае важно, чтобы каждый ребёнок услышал о себе что-то хорошее — проведите ревизию упоминаний заранее. Это создаст атмосферу тепла, взаимоуважения и позитива в классе.
Такая активность помогает детям учиться выражать свои чувства и благодарность, развивает умение видеть и ценить хорошее в других. Кроме того, это укрепляет дружеские отношения в классе и создаёт ощущение взаимоподдержки.
Идея № 2. Сказка о синем дракончике
Это доброе предновогоднее упражнение предназначено для развития творческих и коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. Ребятам предлагается послушать сказку о добром синем дракончике и затем самостоятельно придумать продолжение истории, в котором дракончик помогает кому-то или решает проблему с помощью своего таланта дружить.
Начало сказки
Жил-был дракончик. Его чешуя была необычного синего цвета, а глаза светились, как две яркие звезды. Он жил в глубоком лесу и был очень добрым. Дракончик любил помогать всем обитателям леса: он поливал цветы в засушливые летние дни, помогал маленьким птичкам строить гнезда и делился своими запасами еды с теми, кто был голоден, когда наступили морозы.
Однажды, прогуливаясь по лесу, дракончик нашёл странный предмет! Это был небольшой золотой ключик, который сверкал на солнце. «К чему подходит этот ключик?» — задумался дракончик. Он решил найти замо́к, который открывается ключиком, и отправился в путешествие по лесу.
Задание
Обсудите с ребятами, какие поступки мог совершить добрый дракончик, пока искал замо́к? Кого он мог встретить? Кому помочь?
Разделите детей на маленькие группы или попросите поработать индивидуально.
Дайте им время на обдумывание своей идеи.
Попросите каждого рассказать или представить своё продолжение истории.
Варианты продолжения
Вы можете зачитать три варианта продолжения сказки классу, если идеи находятся с трудом, есть ограничение по времени или нужна порция вдохновения. Каждый из них можно обсудить отдельно!
Вариант 1: Загадочная пещера
Пока дракончик искал замо́к для своего золотого ключика, он наткнулся на тёмную пещеру. В пещере он встретил маленького зайчика, который боялся темноты и не мог выбраться наружу. Дракончик с помощью своего яркого хвоста осветил пещеру и помог зайчику найти выход. Пока они с зайчиком выбирались наружу, нашёлся и сундучок! Около одной из стен пещеры стоял сундук, в котором лежало множество семян. Дракончик и зайчик решили раздать семена всем жителям леса, чтобы весной каждый мог посадить свой цветок.
Вариант 2: Потерянный медвежонок
Продолжая своё путешествие, дракончик услышал плач. Он нашёл маленького медвежонка, который заблудился и потерял свою маму. Медвежонок знал, что она на севере. Но, увы, не знал, где север! Дракончик решил помочь медвежонку и использовал свой золотой ключик как компас, который указывал направление. С его помощью они смогли найти маму медвежонка. Мама-медведица была ему так благодарна, что подарила дракончику волшебный камень, который мог исполнить одно желание. Знаете, что загадал дракончик? Чтобы в волшебном лесу больше никто не терялся!
Вариант 3: Птица-певунья
Дракончик встретил птицу-певунью, которая потеряла свою способность петь. Из-за этого ей было очень грустно, так как песни приносили радость всем обитателям леса. Дракончик использовал ключик, чтобы открыть маленький сундучок под деревом рядом с птицей. В сундучке оказался эликсир, который вернул птичке её чудесный голос. Благодарная птица подарила дракончику перо, которое помогло ему написать самые красивые истории. А ведь дракончик всегда мечтал быть писателем!
Идея № 3. Новогоднее дерево добрых слов
Это творческое и вдохновляющее упражнение, которое укрепляет дружеские отношения в классе и позволяет детям осознать силу добрых слов и позитивного общения.
Задание
Подготовьте большую бумажную или картонную ель (или настоящую маленькую ёлку), которую можно украсить. Если уже стоит искусственная или живая, можно использовать её.
Каждому ребёнку выдаются разноцветные бумажные украшения (звездочки, шары, снежинки и т. д.), на которых можно написать добрые слова или пожелания своим одноклассникам, учителям, родителям, друзьям. Можно указывать имя адресата, а можно и нет.
Дети пишут на украшениях сообщения. Всё то доброе, что им бы хотелось сказать друг другу и окружающим («Твои рисунки просто волшебные!» «Спасибо, что помог мне!» «Ты настоящий друг!» «Спасибо Ирине Николаевне за пирожки в столовой» «Катя делится фломастерами, спасибо!» «Твои шутки делают школу классным местом!» «Люблю свою подругу Женю!»). Варианты могут быть любыми, главное — добрыми.
Дети вешают свои украшения на ёлку, создавая «Новогоднее дерево добрых слов».
После того как ёлка будет полностью украшена, класс может собраться вокруг неё, чтобы обсудить, как добрые слова и поступки могут изменить атмосферу в классе и в жизни каждого человека. Приятно ли слышать такие слова? Можем ли мы говорить их друг другу чаще? Попробуем ли в следующем году говорить хорошее вслух?
Это упражнение не только создаёт праздничное настроение, но и способствует формированию позитивного климата в классе. Дети учатся выражать благодарность и уважение друг к другу, видеть и ценить положительные качества своих сверстников.