Познавательная игра для детей 5–6 лет «Говорим о весне» включает пять мини-игр: «Полянки весенних цветов» «Посчитай лесных животных – один-два-пять» «Назови ласково» «Семья животных весной» «Один-одна-одно-одни»
Персонаж игры – фея Динь – знакомит ребят с признаками весны, лесными животными, весенними цветами, предлагает выполнить задания, поздравляет с выбором правильного ответа.
Игра подходит для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста, может использоваться на логопедических занятиях, занятиях с психологом. Она позволяет разнообразить занятие средствами ИКТ и в игровой форме закрепить полученные знания.
Цели и задачи
Цель игры: формирование у детей представлений о лексико-грамматических категориях.
Коррекционно-образовательные задачи: – формирование навыка образовывать существительные родительного падежа множественного числа; – формирование навыка согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять»; – формирование навыка образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; – закрепление знаний детей о диких животных и их детёнышах; – формирование навыка образовывать существительные в форме именительного падежа множественного числа.
Коррекционно-развивающие задачи: – расширение знаний о весенних месяцах; – развитие речевых навыков, пополнение словарного запаса; – развитие логики, умения наблюдать.
Коррекционно-воспитательные задачи: – формирование бережного отношения к природе.
Методические рекомендации
Во время игры педагог даёт пояснения к слайдам и следит за корректностью называния предметов и явлений детьми.
Вступление
Цель: закрепление знаний названий весенних месяцев.
Педагог: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришёл на занятие! Это феечка Динь! Давайте с ней поздороваемся и начнём наше весеннее путешествие. Для начала феечка Динь просит вас назвать весенние месяцы.
Полянки весенних цветов
Цель: формирование навыка образовывать существительные родительного падежа множественного числа.
Необходимо помочь фее Динь определить, какие цветы / полянки каких цветов ей встретились во время прогулки по весеннему лесу.
Дети составляют и произносят предложения с названиями цветов, чётко выделяя последний слог существительных в форме родительного падежа множественного числа: «Феечке Динь встретились полянки тюльпанов, … подснежников, …крокусов, …нарциссов, …ландышей, …одуванчиков, …фиалок, …незабудок».
Важно, чтобы ребята научились верно соотносить формы существительных в именительном и родительном падежах множественного числа. Например: встретила тюльпаны – полянка тюльпанов и т. д.
Посчитай лесных животных – один-два-пять
Цель: формирование навыка согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Предлагается сосчитать диких животных на картинке и соотнести их количество с цифрами 1, 2, 5. Необходимо следить, чтобы дети чётко произносили окончания слов. Например: Один медведь – три медведя – пять медведей. Один волк – три волка – пять волков. Одна белка – три белки – пять белоки т. д.
Назови ласково
Цель: формирование навыка образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Педагог: Ребята, вспомните и назовите признаки весны! ... А сейчас: Ты, дружочек, не зевай, Да словечко приласкай!
Задача – рассмотреть картинку и ласково назвать представленный на ней объект. Например: солнце – солнышко, лист – листик и т. д.
Семья животных весной
Педагог: Ребята, весной у диких животных появляются детёныши. Давайте их найдём и назовём. (Дети соотносят изображения животных и их детёнышей.)
Вариант игры – Как зовут детёнышей ежа? ... А если он один? – У ежа – ежата (ежонок). – Значит, ёж с кем? – Ёж с ежатами (ежонком).
Вариант игры У медведицы – … (медвежонок, медвежата). У лисицы – … (лисёнок, лисята). У зайчихи – … (зайчонок, зайчата). У ежихи – … (ежонок, ежата). У волчицы - … (волчонок, волчата). У белки – … (бельчонок, бельчата).
Вариант игры Папа – медведь, мама – … (медведица), детёныш – … (медвежонок). Папа – волк, мама – … (волчица), детёныш – … (волчонок). Папа – ёж, мама – … (ежиха), детёныш – … (ежонок). Папа – заяц, мама – … (зайчиха), детёныш – … (зайчонок). Папа – лис, мама – … (лисица), детёныш – … (лисёнок).
Один-одна-одно-одни
Цель: формирование навыка образовывать существительные в форме именительного падежа множественного числа.
Педагог называет объект, представленный на левой картинке, и кликает по нему. Справа появляется картинка, на которой изображено несколько таких объектов. Дети должны верно образовать форму множественного числа существительного и чётко произнести окончание. Например: проталина – проталины, ручей – ручьи, гнездо – гнезда и т. д.