«Признаться, что в школе есть буллинг. Это первый шаг в борьбе с агрессией»
На ежегодном Большом педагогическом совете мы поговорили о буллинге – с заведующей кафедрой возрастной психологии, профессором факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доктором психологических наук, профессором, членом-корреспондентом РАО Ольгой Карабановой.
Вопросы в рамках одного из треков онлайн-мероприятия для педагогов задавал директор департамента методического сопровождения и продвижения МЭО – Александр Трифонов.
На экспертной дискуссии мы обсудили, что такое буллинг, чем он отличается от иного агрессивного поведения.
Собрали для вас самые интересные и важные мысли, которые были озвучены в разговоре.
Моего ребёнка буллят. Зачем?
Главный мотив буллинга – это стремление к доминированию. Самоутверждение через власть над другим человеком. Буллинг всегда сопровождается подчинением, доминированием, получением от этого удовольствия.
Как понять, что это именно буллинг?
Буллинг носит систематически повторяющийся характер. Именно этим он и отличается от другой агрессии. Например, от драки мальчишек. А ещё буллинг всегда наблюдается в группе людей.
Буллинг характеризуется умеренностью, получением удовольствия, систематичностью.
Буллинг в дошкольном возрасте – реальность?
К сожалению, буллинг может наблюдаться и у детей старшего дошкольного возраста. Но это не значит, что ребёнок, который был булли в детском саду, обязательно останется им в школе. Именно поэтому в дошкольном возрасте буллинг менее опасен.
А когда опасен?
Более характерен буллинг для подросткового возраста, потому что именно в этот период у человека наступают стадии самопознания и самоутверждения. Буллинг с ними неразрывно связан.
Кто становится булли (агрессором)?
Это ребёнок, который имеет авторитет, которого признают в коллективе. У него, возможно, есть некоторые глубинные конфликты, которые не удовлетворяют потребность в своей значимости.
Чаще всего булли становятся сильные ребята, лидеры в коллективе (например, в классе). У них могут быть синдромы: хронической школьной неуспешности или синдром, связанный с травмой межличностных отношений.
Как булли выбирает жертву?
Есть два типа жертв:
Первый – это робкие, застенчивые, неуверенные в себе, тревожные, зависимые и несамостоятельные люди.
Второй – провокативные жертвы, которым свойственна инаковость: по расе, полу, этно-культурной принадлежности. У такой жертвы может быть «не такой телефон», «не та» одежда или обувь. Жертвой также может стать новенький, обладающий определёнными достоинствами, который может составить конкуренцию булли.
Так как бороться с буллингом в школе?
Профилактика и преодоление
1. Необходимо создать в школе атмосферу полной нетерпимости к любым проявлениям буллинга. Или стремиться к ней. Очень важную роль играет здесь администрация школы – директор, завуч. Именно они задают подобную модель поведения.
2. Систематический мониторинг. Для того, чтобы бороться с буллингом, нужно признаться, что он есть. Иногда педагоги и руководители просто не хотят об этом говорить. Мониторинг может быть анонимным.
3. Возможность получить признание. Чтобы каждый из обучающихся в школе мог его получить, самоутвердиться. Чтобы тот же самый булли мог проявить себя. Это может быть какая-то общественно-полезная деятельность – то, что позволит объединить определённую группу, сформировать эмпатию, научить просоциальными способами разрешать конфликтные ситуации, помогать друг другу и поддерживать друг друга.
Педагогам и администрации школы важно действовать вместе, только тогда будет эффект.
Например, можно создать междисциплинарную команду, которая будет состоять из директора, завуча, классного руководителя и родителей.
Далее – разработать план работы. Также важно, чтобы у учеников была возможность разработать самостоятельно некий кодекс поведения в школе. Тогда обучающиеся начнут контролировать сами себя, педагоги и классные руководители просто будут их направлять. Кодекс должен быть зафиксирован. «Мы живём по конкретным правилам – вы сами их разработали».
Вы – жертва буллинга. Как себя вести?
Первое и самое важное – не бояться рассказать о ситуации родителям. Очень часто дети этого не делают, к сожалению. И начинают прогуливать уроки, обманывать. В этой ситуации виноватыми в происходящем становятся и они тоже (жертвы).
И, конечно, важно больше общаться с воспитанниками. Есть история про одного очень мудрого педагога, который специально планировал с определёнными учениками еженедельные разговоры по душам, которые и создавали доверительные отношения между ним и ребёнком.
Хотите читать интересные материалы для педагогов и родителей каждый день? Тогда подписывайтесь на наше сообщество ВКонтакте!
Здесь мы каждый день публикуем наши самые яркие новости, ежедневно рассказываем про проекты всей вселенной МЭО, делимся экспертными материалами и креативными постами-подборками, прикладными файлами и карточками для работы учителей и руководителей образовательных организаций.