Почему в школах Пензы не пользуются электронными учебниками

В 50 лет я открыла для себя изучение английского языка с помощью интернет-платформы. Там фильмы на языке оригинала, тесты, тренажеры произношения и правописания, аудиоуроки. Все необыкновенно интересно!

По сравнению с тем, как нас когда-то учили в школе, небо и земля!

Будь у нас в свое время такие возможности, мы бы сейчас не только «читали и переводили со словарем», мы бы свободно общались с носителями языка!

Верю Светлане Авдеевой, высокопоставленной чиновнице Национального фонда подготовки кадров, которая приводила такой пример. В Аргентине, в одной из не самых продвинутых провинций, выпускникам начальной школы раздали гаджеты с электронными образовательными программами. И через пять лет эти школьники в Международной программе по оценке грамотности PISA показали результаты, соответствующие пятой строке сверху, тогда как страна в целом заняла место в третьем десятке государств.

Напомню, что Россия сейчас занимает в рейтинге PISA 35–36-е места.

Лицензия на год

Казалось бы, вот они, образовательные технологии будущего, уже здесь! Эффективные, интересные! Почему же в современной школе их до сих пор не используют?

Почему наши дети по-прежнему, как муравьи, тащат на своем горбу рюкзаки, набитые учебниками-кирпичами? Хотя с 1 января 2015 года все бумажные учебники по закону об образовании должны иметь электронные версии.

Просто закачай все учебники в планшет и отправляйся в школу налегке!..

Как объяснили нам педагоги, многое упирается в деньги. Обеспечение школьников учебной литературой — это обязанность регионов. Если бумажные учебники в нашей области закупаются и могут прослужить, переходя из рук в руки, лет пять, то на электронные — денег не хватает, а кроме того, они прослужат всего лишь год, а затем необходимо продлевать лицензию.

Пока в нашем регионе лишь однажды закупали электронные учебники. Что интересно — по физкультуре и музыке.

Кроме того, активная работа с интернет-платформами удобнее всего в персональных планшетах и ноутбуках. А в наших школах пока есть только «общие» компьютеры, да и тех не хватает.

Конечно, у многих учеников есть собственные планшеты, купленные родителями, но опять же не у всех.

Москва шагает впереди

И все-таки в последнее время появляются примеры, которые мы могли бы отнести к цифровой школе будущего.

И связано это с тем, что в наш регион «заходят» производители образовательных интернет-платформ. Они понимают, что в скором времени вся страна захочет или будет обязана повторить успешный опыт Москвы.

Дело в том, что в столице уже все школы подключены к МЭШ — Московской электронной школе.

Она содержит электронный дневник и журнал, огромную библиотеку электронных материалов (тесты, слайды, видео). На этом ресурсе ребенок может прослушать «Войну и мир» в исполнении лучших актеров современности, посетить, не выходя из дома, Дарвиновский музей — всех IT-чудес не перечесть.

О пензенском лицее № 2 мы уже рассказывали в одном из прошлых номеров. В этом учебном заведении используют интернет-платформу МЭО (мобильное электронное образование), благодаря чему в нынешнем учебном году пятиклассники по субботам не ходят в школу, а выполняют задания дома на компьютере, отсылая учительнице готовые решения по Сети.

Ту же образовательную интернет-платформу начали использовать в гимназии № 13. Директор Елена Тымченко рассказала, что услуга платная, но недорогая — 650 рублей в год за все предметы учебного плана. Дело сугубо добровольное: не хочешь пользоваться (имеешь полное право, поскольку ресурс служит лишь дополнительным источником образования) — пиши упражнения в обычной тетрадке. Но те дети и даже родители, кто подключился, — в восторге, как и все, включая автора этих строк, кто попробовал электронные образовательные программы.

По словам Елены Юрьевны, новая технология оказалась очень востребованной у детей, которые уезжают на соревнования или выздоравливают после болезни, — они имеют возможность обучаться дистанционно и не отстают от сверстников.

Первые ласточки

А вот гимназия «САН» использует образовательную интернет-платформу LEKTA. В 2017 году педагогический коллектив гимназии стал участником Всероссийского проекта «Школа, открытая инновациям» в качестве опорной площадки по распространению опыта использования учебно-методических комплектов корпорации «Российский учебник». И к интернет-ресурсу было бесплатно подключено начальное звено.

По словам Ирины Вдовиной, которая ведет уроки у 3-го «А», у нее в классе есть несколько учеников, которые дома выполняют задания на планшетах и с ними же ходят в школу на уроки. Бумажные учебники в рюкзаках не носят. Таким образом, они уже не «муравьи», а расправившие плечи учащиеся ХХI века.

Но большинство учеников по-прежнему пользуются обычными книжками. Их родители либо не могут приобрести своему чаду планшет, либо не хотят принципиально, поскольку с осторожностью относятся к нововведениям, а дело это добровольное.

Примеров, где вся школа перешла на планшеты и цифровое обучение, в России пока не много. Один из самых известных — школа «Алгоритм успеха» в Белгородской области (о ней нам рассказала побывавшая на ее открытии завуч гимназии № 13 Татьяна Жерепа). \

Прогресс неторопливый

Конечно, необходимо, чтобы уже сейчас как можно больше школ подключалось к образовательным интернет-платформам. Но надо понимать, что многое здесь зависит от материальных возможностей учебного заведения. Да что говорить — далеко не везде в Пензенской области есть скоростной Интернет!

Однако хотелось бы заострить внимание вот на каком аспекте. На мой взгляд, он не менее важен, чем материальная база.

Областная библиотека для детей и юношества подключена к трем электронным библиотекам. По сути, это три вселенные с неисчерпаемым запасом книг. Литературой из двух этих электронных библиотек (они имеют статус национальных) можно пользоваться только на территории самого учреждения. А вот ресурсом ЛитРес — где угодно. Нужно только записаться в библиотеку, получить коды доступа — и две недели на твоем гаджете будет доступна выбранная книга. И это все абсолютно бесплатно (тогда как стоимость электронной книги нередко приближается к стоимости ее бумажного варианта). И записаться могут, хотя библиотека детская, люди абсолютно любого возраста.

И что вы думаете? За несколько лет существования таких возможностей пользователями электронных библиотек стали примерно сто человек. И это очень небольшая доля от общего числа записанных в областной библиотеке для детей и юношества.

Другими словами, процесс обучения очень консервативен. Самая большая трудность в переходе на электронные платформы — в наших головах.

Почему все страны хотят подняться в рейтинге PISA? Замечено, что рост образовательных достижений выпускников школ всего на 5 процентов оборачивается через десятилетие удвоением ВВП страны.

Источник: «Пензенская правда», 8 апреля 2019 года