Программированное обучение: учителя не нужны?

Выпускники готовятся к ЕГЭ, решая тесты на известных сайтах, взрослые получают новые навыки при помощи онлайн-курсов и обучающих онлайн-программ. И эти онлайн-ресурсы уже давно стали обыденностью, хоть и появились в нашей жизни недавно.

Сама концепция автоматизированного (запрограммированного) учебного процесса родилась несколько десятков лет назад и сразу обрела популярность. Достигли ли ученые из 50-х годов своих целей, разработав принципы программированного обучения? Где и как сегодня применяются эти принципы?

Программированное обучение — это система методов и средств обучения, в основе которых лежит самостоятельное приобретение знаний и навыков учениками за счет пошагового усвоения материала.
Вернемся к истории
Этот метод обучения появился на стыке педагогики, кибернетики и бихевиористского подхода в психологии в середине пятидесятых – через несколько лет после появления первых ЭВМ. Его разработал американский психолог Б. Ф. Скиннер.

Идею психолога разделили многие последователи, в том числе из СССР, где в этот период как раз начинала развиваться кибернетика. Попытка изменить систему образования, а вместе с ней и все общество, да еще и на основе исключительно научного подхода и прозрачных механизмов, стала очень популярной идеей. Программированное образование как инновационную методику ставили против традиционных методик образования, которые считали малоэффективными.

Многие авторы не раз обращались к теме программированного обучения, а лаборатории такого обучения создавались в университетах и научных институтах: МГУ, МГПИ, Институте психологии Академии педагогических наук СССР и других, не только в пределах Москвы.

Позже, в восьмидесятых, новое поколение ученых назвало эту ситуацию абсолютизацией программированного обучения и подменой педагогики кибернетикой. Но развитие и массовое внедрение новые методы не получили по очевидным причинам – даже на кафедре, например, Шварца в ПГПИ, было всего две ЭВМ.

Основные принципы
  • Основа программированного обучения – самообучение и самоконтроль.
  • Учебный материал подается в соответствии с алгоритмами, схожими с компьютерной программой. Информация делится на блоки, которые ученик осваивает самостоятельно. После этого ученик получает контрольные вопросы с вариантами ответа и без. Если ответы верны, то системы предоставляет доступ к следующему блоку, если нет – возвращает ученика в исходной точке. Ни одна ступень не может быть пропущена.

    Позже этот «линейный» алгоритм был доработан, чтобы можно было учитывать индивидуальные особенности учащихся. Так, добавились разные уровни сложности блоков, чтобы ученик при неудачной попытке ответить на контрольные вопросы блока посложнее, опускался на ступень пониже и изучил тему от более простого.

  • Педагог наблюдает и контролирует, а не выполняет рутинную работу. Программированное обучение не предусматривает индивидуального подхода, — отличается только скорость работы каждого ученика. Это и плюс, и минус методики – все ученики в классе подстраиваются под единый темп, заданный учителем.
  • Материал должен быть достаточно простым, вопросы – легкими, чтобы ученик с большей вероятностью ответил на контрольные вопросы правильно. Это создает ситуацию положительного подкрепления и поощряет (равно мотивирует) ученика продолжать обучение. По Скиннеру, доля неверных ответов не должна быть более 5%.
  • Где применять программированное обучение?

    Эта методика отлично подходит для того, чтобы быстро и эффективно запоминать даты исторических событий или иностранные слова, но, отнюдь, не подходит для обучения анализу художественных произведений (текстов) или развития речевых навыков.

    На сегодняшний день программированное обучение набирает обороты и становится актуальным. Работать с онлайн-программами теперь возможно не только из класса, но и из дома, метро, кафе. Принципы программированного обучения широко используются в дистанционном обучении, в условиях которого не предполагается присутствие педагога.

    Будущее: программированное или традиционное обучение?

    Сделать революцию в сфере образования на основе только лишь автоматизации некоторых процессов не удалось во второй половине двадцатого века. И проблема не только в том, что, когда программированное обучение переживало свой пик популярности, сами технологии были недостаточно распространены и были слишком дорогими.

    На самом деле, традиционные методики образования имеют ряд преимуществ, которыми не может похвастаться программированное обучение. Учителя невозможно полностью и во всем заменить компьютером, а работа в группе остается такой же важной, как и самостоятельная работа. Более того, не любой учебный материал можно оформить в виде четкого алгоритма, от которого нельзя отойти ни на шаг.

    Источник: https://activityedu.ru