МЕДИА Педагогам
Методические рекомендации

Как проводить раннюю профориентацию для детей с ОВЗ? Опыт дошкольного педагога

Старший воспитатель МБДОУ «ДС № 124 г. Челябинска» Надежда Баландина поделилась опытом использования цифровой образовательной среды «МЭО Детский сад» при проведении ранней профориентации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Знакомство детей с профессиональным трудом - это не только средство формирования системных знаний, но и средство приобщения детей ко взрослому миру, приобретение опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, приобрести первичный трудовой опыт.

С июля 2023 года наш детский сад стал инновационной площадкой МЭО. Мы выбрали тему «Ранняя профессиональная ориентация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФАОП ДО) определяет планируемые результаты освоения программы, связанные с профессиональной ориентацией дошкольников:

  • к пяти годам ребёнок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; отражает эти представления в играх;
  • к шести годам ребёнок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых;
  • планируемые результаты на этапе завершения освоения Федеральной программы (к концу дошкольного возраста): ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе.

Для обучающихся с задержкой психического развития в ФАОП ДО тоже определены общие задачи в разделе «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»:

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование готовности к совместной трудовой деятельности с другими детьми, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе включения в разные формы и виды труда;
  • формирование уважительного отношения к труду педагогических работников и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу обучающихся и педагогических работников в организации.

В документе определены и задачи раздела «Трудовое воспитание» по возрастам.

Формирование первичных представлений о труде педагогических работников, его роли в обществе и жизни каждого человека.

3–4 года

  1. Положительно относится к труду педагогических работников.
  2. Знает некоторые профессии (врач, воспитатель, продавец, повар, военный) и их атрибуты.
  3. Переносит свои представления в игру.
  4. В меру своих сил стремится помогать педагогам, хочет быть похожим на них.

4-5 лет

  1. Вычленяет труд педагогов как особую деятельность, имеет представление о ряде профессий, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества, об атрибутах и профессиональных действиях.
  2. Отражает их в самостоятельных играх.
  3. В меру своих сил стремится помогать педагогам, испытывает уважение к человеку, который трудится.
  4. Ситуативно называет предполагаемую будущую профессию на основе наиболее ярких впечатлений, легко изменяет свои планы.

5-6 лет

  1. Вычленяет труд как особую человеческую деятельность.
  2. Понимает различия между детским трудом и трудом педагога.
  3. Имеет представление о различных видах труда педагогов, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства.
  4. Знает многие профессии, отражает их в самостоятельных играх.
  5. Сознательно ухаживает за растениями в уголке природы, поддерживает порядок в групповой комнате.
  6. Имеет представление о культурных традициях труда и отдыха.

6-7 лет

  1. Вычленяет труд как особую человеческую деятельность.
  2. Понимает различия между детским трудом и трудом педагога.
  3. Освоил все виды детского труда, понимает их различия и сходства в ситуациях семейного и общественного воспитания.
  4. Сознательно ухаживает за растениями в уголке природы, осознавая зависимость цели и содержания трудовых действий от потребностей объекта.
  5. Понимает значимость и обусловленность сезонных видов работ в природе (на участке, в уголке природы) в соответствии с природными закономерностями, потребностями растений.
  6. Называет и дифференцирует орудия труда, атрибуты профессий, их общественную значимость. Отражает их в самостоятельных играх.
  7. Имеет представление о различных видах труда педагогов, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание видов труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, некоторые представления о труде как экономической категории).
  8. Имеет систематизированное представление о культурных традициях труда и отдыха.

В ДОУ созданы условия для организации цифровой образовательной среды, пространство оснащено современным оборудованием:

  • интерактивными досками;
  • «умными зеркалами» в кабинетах учителей-логопедов для работы с детьми с ОВЗ;
  • профессиональными интерактивными столами для детей с РАС;
  • интерактивными детскими игровыми панелями «Волшебный экран»;
  • персональными ноутбуками.

Педагоги детского сада разработали диагностические профориентационные тесты для детей дошкольного возраста с использованием наглядного и игрового методов. Для дошкольников с задержкой психического развития диагностические тесты составлены с опорой на наглядный материал, так как у таких детей более сохранно наглядно-действенное мышление.

Диагностические тесты для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи разработаны на основе методики недосказанных предложений и составления описательных рассказов.

Профориентационные задания в цифровой образовательной среде «МЭО Детский сад»

«Мобильное Электронное Образование» предлагает разнообразные задания профориентационной тематики для дошкольников всех возрастных групп с 3-х до 7-ми лет, которые можно использовать в групповой и в индивидуальной работе:

  • беседы,
  • презентации,
  • викторины,
  • интерактивные задания,
  • составление рассказов,
  • загадки,
  • раскраски,
  • физкультминутки,
  • мультфильмы и т.д.

Во второй младшей и средней группе «МЭО Детский сад» знакомит детей с профессиями ближайшего окружения: работниками детского сада – воспитатель, музыкальный руководитель, няня, дворник и др.

В старших возрастных группах - предлагает детям познакомиться с разными профессиями: логист, копирайтер, дизайнер, эколог, робототехник, режиссер, журналист, телеведущий, осветитель и др.

Мы сотрудничаем с Челябинским колледжем индустриальных технологий «Профи» имени Я. П. Осадчего. В стенах техникума для детей организуются экскурсии, мастер-классы по ознакомлению с профессиями сантехник, кондитер, автомеханик, газовщик, делопроизводитель, программист. На этапе предварительной работы по ознакомлению с профессиями, а также для закрепления полученных на экскурсии знаний мы используем задания МЭО, например, для закрепления профессии «Повар» можно использовать игры «Кому что нужно для работы?», загадки о профессиях.

При организации сюжетно-ролевых игр мы используем контент «МЭО Детский сад», где можно подобрать различные задания для предварительной работы, ознакомления с той или иной профессией и необходимыми атрибутами для разных возрастных групп.

При организации сюжетно-ролевой игры «Ателье» можно использовать полностью занятие «Кто шьёт одежду?». Здесь представлен объект «В ателье», направленный на формирование представления об ателье, орудиях труда, необходимых для работы, на развитие умения подбирать ткань к определённому виду одежды, а также на формирование представлений о тканях, из которых шьют одежду, о людях, работающих в ателье. Есть здесь и физкультминутка, беседа, разрезные картинки.

Для удобства работы творческая группа педагогов нашего детского сада проанализировала контент «МЭО Детский сад» и зафиксировала конкретные темы, где имеются задания профориентационной тематики. Также составлены списки профессий и заданий, чтобы педагоги могли использовать разные задания «МЭО Детский сад» при знакомстве с той или иной профессией.

Педагоги детского сада разработали дидактичеcкие и интерактивные игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с профессиями:

  • дидактическая игра для дошкольников подготовительных к школе групп «Лаборатория профессий», «Изучаем профессии», «В мире профессий» и другие;
  • интерактивные игры: «военные профессии», «Орнитолог», «Метеоролог», «Диетолог», «Зоолог», «Президент» и другие.

Профориентация для детей с ОВЗ целесообразна, если используются разные методы познания. Цифровая образовательная среда «МЭО Детский сад» знакомит дошкольников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, с разными профессиями – ярко, интерактивно, в игровой форме, с использованием разнообразных заданий, направленных на развитие внимания, речи, памяти, логического мышления. «МЭО Детский сад» – это возможность организовать многократное повторение для закрепления и формирования представлений дошкольников с ОВЗ о профессиях взрослых.